АУСТРО-ДАЙМЛЕР

В начало сайта

(AUSTRO-DAIMLER) Винер-Нойштадт, Австрия, 1899-1936

АУСТРО-ДАЙМЛЕР

Эта фирма была основана в 1899 году как австрийский филиал немецкого "Даймлера" для производства грузовиков. Первым техническим директором стал Пауль Даймлер (Paul Daimler), сын известного Готлиба Даймлера. По его инициативе "Аустро-Даймлер" начал выпуск легковых машин модели "PD" с двухцилиндровым мотором рабочим объемом 1411 см3.

В 1905 году Пауля Даймлера заменил 30-летний Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche), чье имя носит сегодня всемирно известная фирма. Почти век назад Порше начинал конструктором на небольшой австрийской фирме "Лохнер" (Lohner), где создал необычные автомобили с гибридной силовой установкой: бензиновый двигатель вращал генератор, который вырабатывал ток для питания электромоторов, встроенных в ступицы колес. Перейдя на "Аустро-Дайм-лер", Порше пытался и там выпускать аналогичную машину под маркой "Миксер" (Mixer).

В 1906 году австрийский "Даймлер" получил финансовую независимость от немецкого "Даймлера" и под руководством Ф. Порше построил немало замечательных автомобилей. Первый крупный успех пришел в 1910 году с моделью "Принц Генрих" (Prinz Heinrich), оснащенной верхнеклапанным двигателем в 5715 см3, за которой последовала модель "35/60" с 60-сильным 7-литровым мотором. Незадолго до начала войны появился самый маленький "Ауст-ро-Даймлер" с 4-цилиндро-вым двигателем в 2212 см3.

В 1923 году Карл Рабе (Karl Rabe) заменил Порше на его посту. Все последующие годы он посвятил усовершенствованию автомобилей серии "ADM", разработанной Порше. На них стояли 6-цилиндровые моторы с верхним распределительным валом рабочим объемом 2540; 2650 и 2994 см3. Последняя "ADM-3" была мощной 100-сильной спортивной машиной, доминировавшей во многих соревнованиях. Ее заменила модель "ADR" (R - первая буква фамилии Рабе) с рамой в виде центральной трубы и задней независимой подвеской.

В 1929 году была выпущена самая скоростная и престижная модель "ADR-6 Бергмай-стер" (Bergmeister) с 6-цилиндровым двигателем в 3614 см3 мощностью 120 л.с., развивавшая скорость 145 км/ч. Через год появилась машина высшего класса "ADR-8 Альпин" (Alpine) с мотором в 4624 см3. Успели сделать всего 50 экземпляров "Альпин".

После экономического кризиса положение "Аустро-Даймлер" стало ухудшаться. У него не оказалось массовой и дешевой модели, в которой нуждался обедневший рынок. В 1934 году "Аустро-Даймлер" пытался слиться с двумя другими австрийскими автомобильными фирмами "Штайр" (Steyr) и "Пух" (Puch). В 1936 году "Аустро-Даймлер" прекратил свою деятельность.


Принц Генрих

Начиная с 1910 года "Аустро-Даймлер" постоянно принимал участие а дальних пробегах на приз прусского принца Генриха. Технические требования к участникам повлекли за собой создание достаточно совершенных машин с низкими аэродинамическими кузовами. Для нового автомобиля Ф. Пор-ше выбрал авиационный 4-цилиндровый двигатель со стальными цилиндрами и поршнями. Верхние клапаны стояли под углом 45° друг к другу. Кузов, изготовленный фирмой "Нойманн-Ниндер" (Neumann-Neander), имел плавные обводы и скругленный радиатор.

Эти машины заняли сразу три призовых места в пробеге 1910 года. За рулем автомобиля-победителя сидел сам Фердинанд Порше. Во время соревнований они победили в 9 из 12 промежуточных этапов.

Было изготовлено только 200 автомобилей "Принц Генрих". Большинство из них отправилось в Англию и Америку. В 1911 году их устаревшая цепная передача была заменена карданной. Развитием этой модели стал автомобиль "30/60 HP" с двигателем в 6967 см3 и более комфортабельным кузовом, развивавший скорость 100 км/ч.

Аустро-Даймлер Принц Генрих
Аустро-Даймлер Принц Генрих

 

Аустро-Даймлер Принц Генрих (1911)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с верхним распределительным валом
Диаметр цилиндра и ход поршня: 105 х 165 мм
Рабочий объем: 5715 см3
Мощность: 95 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: жесткие оси на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задние колеса
Кузов: открытый 4-местный "торпедо"
Максимальная скорость: 115 км/ч

Аустро-Даймлер Саша

Вопреки мнению руководства "Аустро-Даймлера", Фердинанд Порше в 1919 году взялся за постройку гоночного автомобиля, присвоив ему имя "Саша" (Sascha), в честь легендарной личности тех лет. Это был австро-венгерский граф Саша Коловрат (Sascha Kolovrat), известный кинопромышленник, который приехал в Австрию из Богемии и увлекся автомобилями. Он сам неоднократно участвовал в соревнованиях в качестве гонщика. В сложнейшей Альпийской гонке 1913 года (дистанция протяженностью 2415 км) он взял с собой напарника - маленького поросенка, что стало одним из курьезов автомобильной истории. Коловрат сам финансировал постройку автомобиля собственного имени.

Легкий гоночный автомобиль "Саша" с тормозами на всех колесах полностью использовал возможности небольшого мотора для достижения максимальной скорости, поэтому его называли "австрийским Бугатти". Двигатель был сделан из алюминия, но со стальными гильзами цилиндров, имел поршни из легкого сплава, двойное зажигание и систему смазки с так называемым "сухим" картером.

В 1922 году 4 автомобиля "Саша" приняли участие в гонке "Тарга Флорио". Одним из них управлял Альфред Нойбауэр (Alfred Neubauer) - будущий шеф гоночной команды "Мерседеса". "Саша" занял второе место в классе машин с мотором до 1100 см3, а два других автомобиля победили в категории спортивных машин. Всего в 52 гонках, в которых участвовали автомобили "Саша" в том удачном 1922 году, они завоевали 43 победы, неоднократно становились призерами самых известных соревнований.

Вариант "Саши" с 1,5-литровым мотором не имел столь бурного успеха. Поражение в гонке в Монце (Monza) привело к отказу от дальнейшей доработки автомобиля и в конце концов к уходу Порше из фирмы. Тем не менее, новая версия "Саши" с 2-литровым двигателем участвовала в нескольких престижных гонках на английском треке в Бруклен-де в 1926 году.

Аустро-Даймлер Саша
Аустро-Даймлер Саша

 

Аустро-Даймлер Саша (1920)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с двумя верхними распределительными валами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 68,3x75 мм
Рабочий объем: 1099 см3
Мощность: 50 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: жесткие оси на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на всех колесах
Кузов: открытый двухместный
Максимальная скорость: 145 км/ч

Аустро-Даймлер ADM/ADR

В 1920 году Фердинанд Порше разработал автомобиль высшего класса "AD-617" с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 4,4л, изготовленным из легких сплавов. Полученный опыт позволил в 1923 году выпустить легковую модель "10/50 HP" или "ADM-1", способную развивать максимальную скорость 100 км/ч. Ее двигатель имел один карбюратор и один верхний распределительный вал. Модель "ADM-2" с двумя карбюраторами производилась в 1925-1927 годах, а "ADM-3" с 3-литровым двигателем появился на смену в 1926-м. Их спортивные исполнения имели укороченное шасси и впервые (среди фирменных автомобилей) превысили скорость 160 км/ч.

В 1927 году конструктор Карл Рабе подготовил новую длиннобазную модель "ADR". Она отличалась центральной рамой-трубой с консольными поперечинами и задней независимой подвеской в комбинации из трех рессор с качающимися ведущими полуосями (при передней зависимой подвеске). Все рессоры имели прогрессивную жесткость и обеспечивали высокий комфорт при полной нагрузке и на большой скорости. Двигатель мощностью 70 л.с. опирался на переднюю вильчатую оконечность рамы. У короткобазных спортивных версий "12/100" мощность двигателя была доведена до 100 л.с.

Эту серию замыкали две более мощные модели -"ADR-6 Бергмайстер" с 6-цилиндровым мотором и "ADR-8 Альпин" с 8-цилиндровым двигателем. На них по желанию заказчика можно было установить различные открытые или закрытые кузова лучших кузовщиков Европы. "Бергмайстер" выпускался до 1934 года и стал одним из последних автомобилей марки "Аустро-Даймлер".

Аустро-Даймлер ADR
Аустро-Даймлер ADR

 

Аустро-Даймлер ADR (1927-1931)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый
Диаметр цилиндра и ход поршня: 76 х 110 мм
Рабочий объем: 2994 см3
Мощность: 100 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: центральная труба
Подвеска: передняя с жесткой балкой на продольных полуэллиптических рессорах, задняя - независимая на трех коротких рессорах
Тормоза: барабанные с сервоусилителем
Кузов: по заказу
Максимальная скорость: 160 км/ч


 Приглашаем посетить сайты 
Цветаева Литература Гумилев Бальмонт Брюсов Автомобили

© 2000- NIV