Первый миниатюрный автомобиль Мариус Берлие (Marius Berliet), механик-самоучка из Лиона, построил в своем гараже в 1894 году. В 1900-м он уже выпустил несколько машин с 2- и 4-цилиндровыми двигателями мощностью до 12 л.с., созданных в содружестве с Пьером Дегуттом (Pierre Берлие 23/70 CV Desgouttes). Лицензию на один из них купила английская фирма "Санбим" (Sunbeam).
В 1901 году, поглотив крупную промышленную компанию "Одибер-э-Лавиротт" (Audibert et Lavirotte), Берлие усилил свою производственную базу и вскоре выпустил модель, весьма похожую на "Мерседес" формой плоского сотового радиатора. Вместо деревянной рамы эта машина имела прочное металлическое шасси.
В первые же годы легковые "Берлие" заслужили репутацию надежных и долговечных машин. В 1906 году Мариус Берлие продал лицензию на свои легковые автомобили американской фирме "Амери-кэн Локомотив Компани" (American Locomotive Company), выпускавшей паровозы и известной по аббревиатуре ALCO. Стоимость контракта составила 500 тысяч долларов золотом, что позволило фирме полностью переоборудовать свои предприятия. Возможно, именно поэтому "Берлие" обрели свою эмблему в виде силуэта американского локомотива, просуществовавшую до последних дней фирмы.
В 1907 году "Берлие" заняла седьмое место среди автомобильных производителей Франции, выпустив более 1000 машин. Ее репутации способствовали спортивные успехи. Также она изготовляла грузовики. Они вошли в программу "Берлие" в 1906 году. В 1910-м в производство пошла малолитражная легковая машина с мотором рабочим объемом 1539 см3 мощностью 12 л.с.
Перед войной "Берлие" выпускала легковые автомобили с двигателями мощностью от 8 до 60 л.с., а также модель со смешанным приводом (с бензиновым двигателем, генераторной установкой и электромотором для привода колес). Основными были три серии: две с 4-ци-линдровыми моторами в 2412 и 4398 см3 и одна с 6-цилиндровым агрегатом в 9500 см3. Они оставались в фирменном каталоге до 1917 года. Одновременно для французской армии выпускались знаменитые грузовики "СВА" и легкие танки "FT-17".
с моторами с боковыми клапанами и достаточно традиционными кузовами быстро устарели. В 1924 году выпустили новую гамму моделей с верхнеклапанными моторами. С усилением конкуренции на рынке легковых машин на их постоянную модернизацию уходило все больше средств, поэтому постепенно "Берлие" стала склоняться к выпуску грузовиков, не столь подверженных изменению моды.
Восстановить на какое-то время репутацию фирмы в области легковых автомобилей помогла модель "7CV" с мотором в 1159 см3, а также две модели 1927 года с 6-цилиндровыми моторами в 1,8 и 4,0 л. Мариус Берлие постоянно лавировал между легковыми и грузовыми машинами, стараясь максимально использовать требования рынка и не упустить открывающиеся возможности.
И все же легковые "Берлие" уступали место грузовикам. В 1933 году в производстве находились только две легковые модели с 4-ци-линдровыми верхнеклапанными моторами рабочим объемом в 1,5 и 2 л, передней независимой подвеской и реечным рулевым управлением. В 1936 году фирма объявила о выпуске модели "Дофин" (Dauphine) с 2-литровым двигателем, с передней независимой подвеской и кузовом от "Пежо-402" (Peugeot). Изготовить собственный кузов уже не хватило сил, и "Дофин" стал последним легковым "Берлие". В 1939 году его выпуск был остановлен. Фирма стала производить только грузовики и автобусы, завоевав всемирную известность. В 1974 году она присоединилась к французской промышленной группе "Рено" (Renault).
Берлие 23/70 CV |
Двигатель: | рядный 4-цилиндровый Диаме |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 95 х 140 мм |
3969 см3 | |
Мощность: | 70 л.с. |
Коробка передач: | |
Рама: | лонжеронная |
Подвеска: | на полуэллиптических рессорах |
Тормоза: | |
4-местный седан | |
Максимальная скорость: | 120 км/ч |
|