Автомобильный словарь (краткий)
Статьи на букву "З"

В начало сайта
В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

ЗАДНИЙ МОСТ

ЗАДНИЙ МОСТ - комплекс узлов или отдельный агрегат шасси автомобиля, трактора и т. п., осуществляющий передачу крутящего момента от карданного вала или непосредственно от коробки передач к движителю.

ЗАЖИГАНИЕ

ЗАЖИГАНИЕ (в двигателях внутреннего сгорания), воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания от электрической искры свечи зажигания.

ЗИЛ

ЗИЛ - «Завод имени Лихачева» (ZIL) - один из старейших российских автомобильных заводов. Производит грузовые и легковые автомобили, а также бытовую технику (холодильники, микроволновые печи др.), запчасти к автомобилям, двигатели. Штаб-квартира находится в Москве. История завода началась 2 августа 1916, когда в Тюфелевой роще под Москвой состоялась закладка завода Автомобильного Московского Общества (АМО). Первые машины он должен был выпустить весной 1917. До Октябрьской революции на заводе производилась сборка автомобилей из импортных запчастей. Поначалу в корпусах АМО удалось собрать лишь 150 грузовиков ФИАТ из итальянских деталей. В июне 1918 завод был национализирован. До 1924 на заводе осваивалось производство автомобильных двигателей, производился ремонт автомобилей. Разрушенной гражданской войной стране был жизненно необходим собственный парк грузовых автомобилей. Первые грузовые автомобили советского производства - десять полуторатонных машин АМО-Ф15, созданных из отечественных материалов, сошли с конвейера в 1924. Почти все детали АМО-Ф15 изготовлялись вручную. Внесенные изменения преобразили взятый за основу ФИАТ-15. Облегчение шатунов, поршней и маховика, замена карбюратора дали возможность на 17% увеличить мощность двигателя. Была также увеличена поверхность охлаждения радиатора, что предотвратило закипание в сильную жару и на крутых подъемах В 1925 амовцы выпустили 113 машин, а в 1926-м - 342 (в свое время «Русско-Балтийский вагонный завод» выпускал 150 машин в год). С наступлением в СССР эры индустриализации уже в первой пятилетке на ЗИСе (Заводе им. И. В. Сталина - так стал называться завод) появилось современное оборудование, новые модели и модификации. Количество автомобилей, выпускаемых на этом заводе, за 10 лет увеличилось почти в 35 раз. Если в 1929 было выпущено 1,3 тысячи автомобилей, то уже в 1939 их стало 70 тысяч. В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован на Восток - В Ульяновск и Миасс, где вскоре стали выпускаться грузовики. Оставшиеся в Москве рабочие производили боеприпасы и вооружение для фронта, а с июня 1942 возобновили производство грузовых автомобилей. После войны ЗИС полностью обновил типаж моделей (грузовых, легковых, автобусов) и в 1950 году вышел на довоенный уровень производства. Дальнейшее развитие завода определялось начавшейся в конце 50-х годов специализацией, когда на другие предприятия было выведено производство автобусов, велосипедов и некоторой другой продукции. Немало сделал для становления и развития завода Иван Алексеевич Лихачев, который почти 22 года был его директором. Его имя 26 июня 1956 было присвоено предприятию. На «Заводе имени Лихачева» (ЗИЛе) было проведено несколько технических реконструкций; большие работы по техническому перевооружению были осуществлены в 60-х годах. Завод вырос в крупное производственное объединение. С 1924 по 1964 было выпущено большое число различных моделей грузовых и легковых автомобилей и автобусов, в том числе грузовые автомобили ЗИС-5, ЗИС-6, ЗИС-150, ЗИС-151,ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164, легковые - ЗИС-101, ЗИС-110, автобусы ЗИС-8, ЗИС-16,ЗИС-154, ЗИЛ-155, ЗИЛ-158. ЗИЛ 70-80-х годов представлял собой многопрофильное производственное объединение, филиалы которого в Рязани изготовляли узлы для грузовиков, в Свердловске- полноприводные грузовики, в Смоленске - детали коробок передач, в Ярцеве налаживался выпуск дизелей, а в Сердобске - задних мостов. В общей сложности все предприятия объединения обеспечивали производство 180-200 тысяч машин в год. О вкладе ЗИЛа в автомобилизацию страны можно судить по тому, что он изготовил в общей сложности свыше трех миллионов грузовиков (юбилейный собран 4 апреля 1990 года). На заводе работали сотни автоматических линий, все основные агрегаты автомобилей собирались на конвейерах. С 1986 в Москве было начато производство нового дизельного автомобиля ЗИЛ-4331 с бортовой грузовой платформой. Среди десяти заводов, выпускавших грузовики в нашей стране, ЗИЛ по годовому производству находился на втором месте, уступая лишь ГАЗу. В конце 80-х - начале 90-х годов ЗИЛ вел проектирование грузовика с кабиной над двигателем, который базируется на узлах семейства ЗИЛ-4331. Испытывались образцы полноприводного ЗИЛ-433410, а также V-образный 6-цилиндровый дизель, унифицированный с «восьмеркой» ЗИЛ-645. Намечалось провести приемочные испытания микроавтобуса ЗИЛ-3207, а также выпустить на Смоленском автоагрегатном заводе опытную партию шнекоходов ЗИЛ-132К. После распада Советского Союза ЗИЛ, как и многие отечественные промышленные гиганты, начал перестройку своей деятельности. Только к концу 90-х годов в его работе наметился перелом, оживилось производство. Во многом это обусловлено активизацией деятельности правительства Москвы, которое взяло ЗИЛ под свой патронат. С недавнего времени в название предприятия вернулось его историческое прошлое - теперь он называется АМО ЗИЛ.

Предыдущая страница Следующая страница


 Приглашаем посетить сайты 
Бальмонт Брюсов Чуковский Горький Грибоедов Автомобили

© 2000- NIV