ЭЙ-СИ

В начало сайта

AC, ТэмзДиттон, Великобритания, 1908-

ЭЙ-СИ

Корни компании "Эй-Си" уходят в 1903 год, когда молодой инженер Джон Уэллер (John Weller) и богатый мясо-торговец Джон Портвайн (John Portwyne) решили построить собственный автомобиль. С 1905 года они начали собирать легкую трехколесную грузопассажирскую машину "Ауто-Карриер" (Auto Carrier), по начальным буквам которой и была названа фирма "АС" (у нас ее называют "Эй-Си", хотя правильнее было бы именовать "АК"). На ее базе в 1908 году была разработана легковая версия, но в производство она пошла только в 1913-м, а грузовичок выпускался до 1914 года.

После первой мировой войны фирма прославилась своими 6-цилиндровыми двигателями с верхним распределительным валом. Может показаться невероятным, но самый первый двигатель объемом 1991 см3, появившийся в 1919 году, выпускался до... 1963 года. Правда, с постоянными улучшениями. Взять хотя бы мощность: за это время она возросла с 35 до 103 л.с.

В 1921 году фирма перешла в руки автомобильного предпринимателя и гонщика Селвина Эджа (Selwyn Edge), в результате ее машины стали постоянными участниками состязаний. Сразу же они добились неплохих результатов, например, победа в ралли Монте-Карло в 1926 году. Экономический кризис не пощадил маленькую фирму и ее пришлось снова перепродать. На этот раз предпринимателям братьям Харлок (Hurlock), которые быстро вывели ее из кризиса. А известная "шестерка" обрела второе рождение в новом низкорамном скоростном автомобиле. И все-таки даже послевоенные автомобили "Эй-Си", имея привлекательную обтекаемую форму, поражали некоторыми консервативными решениями. Например, передняя рессорная подвеска уже тогда считалась просто архаичной. В 1953 году в производство пошла новая модель "Эйс" (Асе) с двигателем "Бристол" (Bristol), которая стала основой самой знаменитой модели "Кобра" (Cobra). За нею в 1967 году последовала роскошная модель "428" с кузовом "Фруа" (Frua), замененная через 7 лет спортивной "3000 ME" с двигателем центрального расположения.

В начале 80-х годов "Эй-Си" неожиданно приостановила свою деятельность. В 1984 году она вновь появилась с моделью "Эйс Гиа" (Ghia), которую компания "Форд" (Ford) заказала у нее специально для исследований в области автомобильного дизайна. С тех пор фирма практически не выходит из финансового кризиса и к середине 90-х годов сократила производство до минимума. В 1997 году за 8,5 млн. долларов ее купила британская группа "Прайд Аутомотив" (Pride Automotive). Сегодня "Эй-Си Карз" (AC Cars) по-прежнему в очень малых объемах изготовляет две модели "Кобра" и "Эйс".


Эй-Си Эйс

В 1953 году появился новый спортивный автомобиль "Эйс", разработанный Джоном Тоджейро (John Tojeiro). Его 6-цилиндровый двигатель в сравнении с моделью 1949 года развивал вдвое большую мощность. Элегантный двухместный открытый кузов "Эйса" напоминал известный "Феррари-166 Баркетта" (Ferrari Barchetta). Рама, сваренная из стальных трубок диаметром 76 мм, была новинкой своего времени. Все 4 колеса имели независимую подвеску. Машина развивала скорость 160 км/ч. На ее базе год спустя появилось двухместное купе "Эйсеса".

Одновременно фирма, почти исчерпав возможности своего знаменитого двигателя, решилась заменить его на 2-литровый мотор "Бристол" мощностью 125 л.с. Машина получила марку "Эй-Си-Бристол" и была хорошо известна в Старом и Новом Свете. В 1957 году она участвовала в престижных 24-часовых гонках в Ле Мане (Le Mans) и заняла 10-е место. С 1961 года фирма стала оснащать свои автомобили 6-цилиндровыми моторами объемом 2,6 л от легкового "Форда Зефир" (Ford Zephyr).

Эй-Си Эйс
Эй-Си Эйс

 

Эй-Си Эйс (1953)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 65 х 100 мм
Рабочий объем: 1991 см3
Мощность: 105 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: трубчатая сварная
Подвеска: независимая на поперечных рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: 2-местный кабриолет
Максимальная скорость: 161 км/ч

Эй-Си Кобра

С 1957 года американский автогонщик Кэролл Шелби (Caroll Shelby) безуспешно пытался сотрудничать с концерном "Дженерал Моторс" в производстве легкого и мощного спортивного автомобиля с использованием европейского шасси и американского 8-цилиндрового мотора. К тому времени "Бристол" прекратила выпускать собственные двигатели, и Шелби решил осуществить свою мечту, обратившись к "Эй-Си". Он предложил использовать шасси "Эйс", но установить на них американский двигатель "Форд" V8 объемом 3621 см3.

"Форд" дал согласие на сотрудничество и предложил более современный мотор объемом 4260 см3. Автомобили выпускались на заводе "Эй-Си" в Англии и отправлялись за океан, где в мастерской Шелби в Лос-Анджелесе на них ставили "фордовские" моторы.

Потом перешли на новый серийный двигатель V8 объемом 4735 см3 и наконец дошли до мотора в 6996 см3. Автомобили получили название "Шелби-Кобра" (позднее просто "Кобра"), выпускались как дорожные, так и спортивно-гоночные варианты. На первых сериях головка блока цилиндров двигателя была чугунная, на последующих - алюминиевая. С 1965 года на гоночных машинах рессоры, наконец, были заменены пружинной подвеской, которая пошла в серию на следующий год.

Первая спортивная победа автомобилей "Шелби-Кобра" относится к 1963 году, но уже через 6 лет они доминировали в большинстве американских гонок на спортивных машинах. Проверка всех узлов на соревнованиях и их постоянное улучшение отразились и на повышении качества серийных моделей.

Прекрасная устойчивость и прочность "Кобры" позволили выставить ее на 24-часовые гонки в Ле Мане в 1963 году. Она заняла 7-е место после 6 машин "Фер-рари" и установила рекорд в 3-литровом классе. В 1965 году "Кобра" в первый и последний раз выиграла Кубок конструкторов в классе автомобилей "Большого туризма".

Тем не менее, спортивные успехи "Кобры" не были столь выдающимися и постоянными. Поэтому "Эй-Си" решила уйти из большого спорта. Шелби остался не у дел и занялся проектом спортивного автомобиля "GT-40" для концерна "Форд".

В период 1962-1967 годов было изготовлено всего 1011 машин "Кобра", из них треть с самыми мощными двигателями 6996 см3. Был среди них и специальный вариант с наиболее высоким объемом (7010 см3), но той же мощности (всего 410 л.с.), который любила использовать британская полиция. Последние 27 оригинальных машин "Кобра" были оснащены двигателями рабочим объемом 4737 см3 и кузовами, оставшимися от первых выпусков.

Когда в начале 80-х годов их производство прекратилось, бруклендская фирма "Аутокрафт" (Autocraft) приняла на себя обязанности наследника фирмы "Эй-Си" и продолжила выпуск модели "Кобра Мк-5", внешне ничем не отличающейся от оригинала и так же носящей марку "Эй-Си". На ней устанавливался 5-литровый двигатель "Форд" V8, развивающий 225 л.с. Практически ничего в этом автомобиле не изменилось и тогда, когда фирма "Эй-Си" присоединилась к группе "Прайд" (Pride) в 1997 году.

Эй-Си Кобра-427
Эй-Си Кобра-427

 

Эй-Си Кобра-427 (1966)
Двигатель: 8-цилиндровый V-образный верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 107,5 х 96 мм
Рабочий объем: 6970 см3
Мощность: 410 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: сварная трубчатая несущая
Подвеска: независимая на поперечных рычагах и пружинах
Тормоза: дисковые всех колес
Кузов: 2-местный кабриолет
Максимальная скорость: 260 км/ч

Эй-Си Кобра-427 (1965)

Плавные формы спортивной "Кобры" также привлекательны, как и ее техническое совершенство и прочность. Чуть смещенный назад двигатель позволяет достичь благоприятного распределения массы по осям.

Двигатель
Расположение: переднее продольное
Конструкция: V8 с углом развала цилиндров 90°, блок цилиндров чугунный, охлаждение жидкостное
Диаметр цилиндра и ход поршня: 107,4x96,0 мм
Рабочий объем: 6997 см3
Степень сжатия: 10,5
Система газораспределения: 410 л.с. при 5600 об/мин
Система питания: карбюратор "Холли-750СРМ" (Holley) Зажигание: классическое с механическим распределителем
Система зажигания: один верхний распределительный вал центрального расположения, два клапана на каждом цилиндре
Максимальная крутящий момент: 627 Н*м при 2800 об/мин
Трансмиссия
Сцепление: однодисковое сухое
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая, передаточные числа: 2,20; 1,66; 1,31; 1,0
Главная передача: коническая, стандартное передаточное число - 3,54, по заказу - от 2,90 до 4,10
Подвеска
Передняя: независимая на поперечных треугольных рычагах и пружинах с гидроамортизаторами
Задняя: независимая рычажно-пружинная с гидроамортизаторами
Рулевое управление: реечный
Тормоза: дисковые всех колес фирмы Тирлинг" (Girling)
Колеса и шины
Колеса: стальные, размером 15 дюймов
Шины: спереди размером 185x15, сзади - 195х15
Кузов и рама
Кузов: спортивный открытый двухместный из алюминия
Рама: сварная трубчатая
Размеры и масса
Длина: 3962 мм
Ширина: 1727 мм
База: 2286 мм
Колея: 1397/1372 мм
Масса: 1035 кг
Максимальная скорость: 225 км/ч
Средний расход топлива: 19-20 л на 100 км

 

ЭЙ-СИ

 

Двигатель:
Диаметр цилиндра и ход поршня:
Рабочий объем:
Мощность:
Коробка передач:
Рама:
Подвеска:
Тормоза:
Кузов:
Максимальная скорость:


 Приглашаем посетить сайты 
Фет Тютчев Цветаева Литература Гумилев Автомобили

© 2000- NIV