ФРЕЗЕР-НЭШ

В начало сайта

(FRAZER-NASH) Кингстон/Айзлуорт, Великобритания, 1924-1960

ФРЕЗЕР-НЭШ

Рождение фирмы "Фрезер-Нэш" состоялось через год после закрытия небольшой компании "Джи-Эн" (GN). Ее главный инженер Арчи Фрезер-Нэш (Archie Frazer-Nash) объединился с Ф. Пикетом (F. Picket), разбогатевшим на переработке неразорвавшихся снарядов, которые хранились на оружейных складах в окрестностях Булони. Некоторое время новая фирма выпускала легкие автомобили упрощенного типа из узлов, оставшихся от "Джи-Эн". Потом программу пополнили такими же простыми машинами с 4-цилиндровыми моторами "Димстер" (Deemster) водяного охлаждения. Обе модели продавались под маркой "Фрезер-Нэш".

Спустя какое-то время Фрезер и Пикет решили переключиться на более престижные и мощные автомобили. Так появился первый спортивный "Фрезер-Нэш" с 1,5-литровым двигателем фирмы "Пауэр Плюс" (Power Plus) и цепной передачей на задние колеса. Хотя эта модель имела вполне сопоставимую с другими спортивными автомобилями мощность, она продавалась по цене примерно на 60% ниже, что сразу привлекло к ней внимание покупателей.

После того, как "Пауэр Плюс" прекратила производство моторов, стали использовать двигатели "Бритиш Анцани" (British Anzani). Когда в 1928 году руководство фирмой перешло от Фрезера-Нэша к Ричарду Планкетт-Грину (Richard Plunkett-Greene), a потом к Г. Дж. Алдингтону (Н. J. Aldington), было решено заменить моторы "Анцани" с боковыми клапанами на более совершенные верхнеклапанные "Мидоус" (Meadows). После этого автомобили "Фрезер-Нэш" строились только по предварительному заказу и постепенно входили в категорию элитарных спортивных машин. В 30-е годы наибольшую часть производства составляла спортивная модель "ТТ Реплика" (Replica) с 1,5-литровым двигателем "Мидоус". Ее внешними отличительными особенностями являлись защитная решетка перед радиатором и двойные прорези воздухозаборников на капоте. Форма задней части была похожа на ванну, под которой крепился топливный бак, а со стороны водителя дверь не предусматривалась.

В 1933 году на рынке появился автомобиль "Блэкберн" (Blackburne) с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1667 см3 с двумя верхними распределительными валами. Затем стали применять собственный 4-цилин-дровый 1,5-литровый мотор с одним верхним распределительным валом, разработанный Альбертом Гау (Albert Gough) специально для моделей "Шелсли" (Schelsley) и "ТТ Реплика". В 1934-м глава фирмы Алдингтон стал продавать в Великобритании немецкие машины БМВ (BMW). На их фоне "Фрезер-Нэш" с цепной передачей в трансмиссии выглядел весьма устаревшим, но его производство небольшими партиями продолжалось до 1938 года.

После второй мировой войны автомобили "Фрезер-Нэш" получили 6-цилиндровый 2-литровый двигатель от БМВ-328, доработанный братьями Алдингтон совместно с компанией "Бристол" (Bristol). Внешне послевоенные модели тоже стали удивительно похожи на БМВ. Спортивно-гоночный "Ле Ман Реплика" (Le Mans Replica), названный в честь успеха автомобиля "Фрезер-Нэш" на трассе в Ле Мане (третье место в 1949 году), представлял собой дальнейшее развитие модели "Хай Спид" (High Speed) 1948 года, изготовленной на агрегатах БМВ. В середине 1954-го дебютировал спортивный "Себринг" (Sebring), созданный на шасси гоночного "Себринга Мк-И", отличавшийся смещенным назад мотором. Его скорость достигала 225 км/ч.

С 1956 года в продажу поступили автомобили "Фрезер-Нэш" с 8-цилиндровым двигателем БМВ рабочим объемом 2,6 и 3,2 л. Последний публичный показ продукции "Фрезер-Нэш" состоялся в 1959 году на автосалоне в Лондоне. Через год фирма прекратила производство и стала представлять интересы фирмы "Порше" (Porsche) в Великобритании.


Фрезер-Нэш ТТ Реплика Шелсли

Основой спортивного "ТТ Реплика Шелсли" послужил образец, подготовленный в 1931 году к гонке "Турист Трофи" (Tourist Trophy), сокращенно ТТ. Несмотря на отсутствие карданной передачи, вместо которой стояла архаичная цепная передача, он стал одним из самых известных автомобилей марки "Фрезер-Нэш". Сначала его выпускали под маркой "Булонь-Н" (Boulogne), а вскоре переименовали в "ТТ Реплика". "Мы предлагаем автомобиль, разработанный на заказ, и потому все его характеристики должны меняться таким образом, чтобы полностью отвечать запросам клиента", - заявлял производитель в ходе рекламной кампании. И действительно, "ТТ Реплика" по выбору покупателя оснащалась двигателями "Анцани", "Мерседес", "Блэкберн" или "Фрезер-Нэш". Производство "ТТ Реплика" прекратили в 1938 году. Всего было изготовлено 90 экземпляров.

Фрезер Нэш ТТ
Фрезер Нэш ТТ

 

Фрезер-Нэш ТТ Реплика (1934)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый "Фрезер-Нэш" с верхним распределительным валом
Диаметр цилиндра и ход поршня: 69 х 100 мм
Рабочий объем: 1496 см3
Мощность: 60 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая цепная
Рама: лонжеронная
Подвеска: на четвертьэллип-тических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: 2-местный открытый
Максимальная скорость: 145 км/ч

Фрезер-Нэш Ле Ман Реплика

Эта модель обязана своим названием трассе в Ле Мане, где в 1949 году "Фрезер-Нэш Хай Спид" с двигателем БМВ-328 занял третье место. "Ле Ман" был построен на его базе в 1950 году и прославился, как мощный и легкий скоростной автомобиль с отличной устойчивостью, побеждавший в многочисленных соревнованиях. В 1951 году Франко Кортезе (Franco Cortese) на такой машине выиграл гонку "Тарга Флорио". Она стала единственной британской моделью, когда-либо побеждавшей в этих сложных состязаниях на Сицилии. В том же году Стирлинг Мосс (Stirling Moss) на "Ле Мане" выиграл Британские королевские гонки на острове Мэн. Вторым пришел также автомобиль "Фрезер-Нэш". Следующая модель, "Ле Ман Мк-III", с обтекаемым кузовом, выполненным из стеклопластика родившаяся в 1952 году, уже не смогла повторить достижений своих предшественников, однако стала основой для более мощного спортивного "Себринга", поступившего на рынок в 1954 году.

Фрезер-Нэш Ле Ман Реплика
Фрезер-Нэш Ле Ман Реплика

 

Фрезер-Нэш Ле Ман Реплика (1950)
Двигатель: БМВ-328 рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 66 х 96 мм
Рабочий объем: 1971 см3
Мощность: 140 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: трубчатая стальная
Подвеска: передняя независимая на поперечной рессоре, задняя торсионная на дополнительном А-образном подрамнике (с 1953 года -типа"ДеДион")
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: 2-местный спортивный
Максимальная скорость: 209 км/ч

Фрезер-Нэш ТТ Реплика (1934)

На этой рентген-схеме показана "начинка" спортивного автомобиля "Фрезер-Нэш ТТРеплика" 1934 года. Внутри рядного 4-цилиндрового мотора, сконструированного Альбертом Гау, хорошо видны верхние клапаны и распределительный вал с цепным приводом. От двигателя крутящий момент передается коротким валом на промежуточную ось с главной передачей, а с нее при помощи совершенно удивительной 4-ступенчатой цепной коробки передач - на заднюю ведущую ось. Хорошо также видны четвертьэллиптические консольные (кантилеверные) рессоры обеих осей.

Двигатель
Расположение: переднее продольное
Конструкция: рядный 4-цилиндровый "Фрезер-Нэш" водяного охлаждения
Диаметр цилиндра и ход поршня: 69x100 мм
Рабочий объем: 1496 см3
Степень сжатия: 8,5
Система газораспределения: верхний распределительный вал с цепным приводом, два клапана на цилиндр
Система питания: два карбюратора SU и два центробежных компрессора "Сентрик" (Centric)
Система зажигания: батарейное с механическим распределителем
Мощность: 105 л.с. при 5600 об/мин
Трансмиссия
Сцепление: сухое однодисковое
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая цепная с задним ходом, расположенная у задней оси, рычаг переключения установлен снаружи кузова, передаточные числа: 3,56; 2,1; 1,33; 1,08
Главная передача: коническая со спиральными зубьями без межосевого дифференциала, передаточное число - 3,5
Подвеска
Передняя: неразрезная ось на продольных четвертьэллиптиче-ских рессорах с фрикционными амортизаторами
Задняя: неразрезная ось на четверть эллиптических рессорах с фрикционными амортизаторами
Рулевое управление: винт-гайка
Тормоза: барабанные
Колеса и шины
Колеса: со спицами и центральной крепежной гайкой системы "Рудж-Уитуорт" (Rudge-Whitworth)
Шины: размером 4,50 х 19
Кузов и рама
Кузов: открытый 2-местный с обшивкой из стальных панелей
Рама: лонжеронная с поперечинами
Размеры и масса
Длина: 3327 мм
Ширина: 1498 мм
База: 2565 мм
Колея: 1250/1041 мм
Масса: 838 кг
Максимальная скорость: 169 км/ч
Средний расход топлива: 16,6 л на 100 км


 Приглашаем посетить сайты 
Бестужев-Марлинский Булгарин Вересаев Гаршин Герцен Автомобили

© 2000- NIV