ИСПАНО-СЮИЗА

В начало сайта

(HISPANO-SUIZA) Барселона/Испания, Париж/Франция, 1904-1944

ИСПАНО-СЮИЗА

Чтобы устроиться на работу в электротехническую компанию "Куадра" (Cuadra), инженер Марк Биркигт (Маге Birkigt) покинул родную Швейцарию и переехал в Барселону. За короткий срок он смог убедить своих хозяев предоставить ему возможность организовать автомобильное производство, которое помогло бы "вывести Испанию в разряд наиболее развитых стран". Постепенно была освоена сборка несложного автомобиля марки "Кастро" (Castro) - в честь владельца компании X. Кастро (J.Castro). Однако спрос на нее оставался невысоким и, после решения очередных финансовых проблем, за дело взялся Дамиан Мате (Damian Mateu). Вместе с ним Биркигт в 1904 году основал фирму "Испано-Сюиза", то есть "Испано-Швейцарская". По замыслу владельцев именно так можно было объединить технические способности швейцарского конструктора с испанским капиталом. С этого момента модель "Кастро" с 4-цилиндровым мотором стала называться "Испано-Сюиза".

На Парижском автосалоне 1906 года "Испано-Сюиза" выставила два автомобиля с 4-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 3,8 и 7,4 л. На следующий год появились 6-цилиндровые модели. Для розыгрыша Кубка легких автомобилей - "вуатюреток" -1910 года была разработана специальная гоночная машина, на основе которой появился знаменитый спортивный "Альфонсо-ХIII" (Alfonso). Автомобиль вызвал такие положительные отзывы, что его решили выпускать и во Франции. Для этого в Леваллуа-Перрэ, недалеко от Парижа, построили сборочный цех.

В 1914 году французское производство было переведено в более просторные цеха в Буа-Коломб. Именно там в 1919 году создали наиболее известную модель "Испано-Сюиза Н-6", ставшую классическим образцом роскошного автомобиля высшего класса. Она оснащалась 6-цилиндровым двигателем с верхним распределительным валом рабочим объемом 6597 см3. Затем на ее базе разработали спортивную модель "Булонь" (Boulogne), которая появилась в продаже в 1924 году.

В то время большая часть автомобилей серии "Н-6" производилась на заводе в Буа-Коломб, барселонское отделение занималось сборкой подобной модели "Тип-41" ("Т-41").

В 1930 году "Испано-Сюиза" приобрела фирму "Балло" (Ballot), на которой организовала производство легкой модели "Юниор" (Junior) с мотором в 4580 см3. На Парижском салоне 1931 года "Испано-Сюиза" показала роскошный автомобиль "Тип-68", продемонстрировав полное равнодушие к экономическому кризису, который сотрясал тогда всю Европу. Резкое падение спроса на сверхдорогие машины привело к тому, что французское отделение "Испано-Сюизы" прекратило сборку автомобилей в 1938 году, переключившись на более выгодное производство оружия и авиационных двигателей.

С 1932 по 1943 год на заводе в Барселоне выпускалась серия моделей "Т-60" с 6-цилиндровыми двигателя в 3 и 3,4 л, на которой довольно прогрессивные по тем временам технические решения (гидравлические тормоза с сервоусилителем) сочетались с удручающей внешностью. Несмотря на многочисленные проблемы, отделение "Испано-Сюиза" в Барселоне перенесло все трудности гражданской и второй мировой войны и дожило до 1944 года, когда его приобрела фирма "Пегасо" (Pegaso).

Испано-Сюиза Альфонсо-ХIII
Испано-Сюиза Альфонсо-ХIII

 

Испано-Сюиза Альфонсо-ХIII
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с боковыми клапанами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 80 х 180 мм
Рабочий объем: 3619 см3
Мощность: 64 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задних колесах
Кузов: открытый 2-местный
Максимальная скорость: 120 км/ч

Испано-Сюиза Альфонсо XIII (1912)

Спортивная "Испано-Сюиза Альфонсо-ХИГ обладала всеми лучшими качествами открытых автомобилей, выполненных в модном американском стиле. Этот совсем несложный автомобиль состоял лишь из рамы и кузова, лишенного каких-либо украшений и, хотя мощность двигателя была не особенно высока, он развивал приличную скорость. Передняя ось была соединена с рамой продольными листовыми рессорами, а простое рулевое управление отличалось точностью и чувствительностью, чему способствовала небольшая масса передней оси без тормозов.

Двигатель
Расположение: переднее продольное
Конструкция: рядный 4-цилиндровый водяного охлаждения, блок цилиндров литой чугунный с тремя коренными подшипниками
Рабочий объем: 3619 см3
Система газораспределения: по 2 клапана на цилиндр, Т-образная головка блока цилиндров, боковые клапаны
Система питания: карбюратор "Испано-Сюиза" с тремя жиклерами, подача топлива из заднего топливного бака под давлением
Система зажигания: от магнето системы "Бош" (Bosch)
Мощность: 64 л.с. при 2300 об/мин
Трансмиссия
Сцепление: сухое с 42 металлическими дисками
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Главная передача: коническая с прямозубым зацеплением, передаточное число - 3,0 или 3,25
Подвеска
Передняя: неразрезная на полуэллиптических рессорах
Задняя: цельная балка на полуэллиптических рессорах
Рулевое управление: типа червяк и сектор, полный поворот колес за 1,25 оборота руля
Тормоза: барабанные на задних колесах с ручным приводом, ножной тормоз на трансмиссию
Колеса и шины
Колеса: со спицами и гайкой "Рудж-Уитуорт" (Rudge-Whitworth)
Кузов и рама
Кузов: открытый 2-местный спортивный
Рама: лонжеронная из стальных швеллеров
Размеры и масса
База: 2650 или 3000 мм
Колея: передняя/задняя 1220/1295 мм
Масса: 660-710 кг
Максимальная скорость: 125 км/ч
Средний расход топлива: 16-17 л на 100 км

Альфонсо-XIII

Базой для автомобиля "Испано-Сюиза Тип-15" послужила гоночная модель, принимавшая участие в соревнованиях на Кубок вуатюреток 1910 года. У нее был длинно-ходный двигатель рабочим объемом 3619 см3 и мощностью 64 л.с. Так появился один из первых довольно больших и престижных спортивных автомобилей. Он получил название в честь молодого короля Испании Альфонсо XIII, увлекавшегося автоспортом и оказывавшего большую поддержку Биркиту. Первые серии "Альфонсо-XIII" были оборудованы 3-ступенчатой коробкой передач.


Испано-Сюиза Н-6

Во время первой мировой войны Биркит участвовал в разработке авиационных двигателей, и многие технические решения, выбранные для "Н-6" в 1919 году, были приняты им под влиянием приобретенных в авиации знаний. Например, 6-цилиндровый двигатель имел блок цилиндров, выполненный из одной отливки. Повышенные скоростные качества автомобиля потребовали установки тормозов на всех колесах и оснащения их усилителем. Новый вариант получил обозначение "Н-6В" и стал самым известным в этой серии. В 1921 году Андре Дюбоннэ (Andre Dubonnet) на этом автомобиле завоевал Кубок Буалло в Булони и повторил свой успех на следующем прототипе "Н-6С" с 8-литровым мотором.

Испано-Сюиза Н-6В
Испано-Сюиза Н-6В

 

Испано-Сюиза Н-6В (1921)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый с верхним распределительным валом
Диаметр цилиндра и ход поршня: 100 х 140 мм
Рабочий объем: 6597 см3
Мощность: 120 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес с сервоусилителем
Кузов: различные по заказам
Максимальная скорость: 137 км/ч

Испано-Сюиза Т-68

"Испано-Сюиза Тип-68" ("Т-68") или "U-12", представленная в 1931 году на автосалоне в Париже, отличалась прежде всего верхнеклапанным 12-цилиндровым двигателем, удивлявшим не только своим рабочим объемом (около 9,5 л), но и мощностью в две сотни лошадиных сил. Однако двигатель был довольно компактным и имел блок цилиндров из алюминиевого сплава с ввинчивающимися в него стальными гильзами цилиндров. Коленчатый вал был девятиопорным. "Испано-Сюиза Т-68" предлагалась с четырьмя размерами колесной базы (3429; 3658; 3810 и 4115 мм), но даже в наиболее длиннобазных вариантах для пассажиров оставалось не так уж много места. Все модификации отличались высокими динамическими качествами. В дальнейшем на модели "Т-68 бис" рабочий объем мотора возрос до 11310 см3, а мощность достигала 250 л.с.

Испано-Сюиза Т-68
Испано-Сюиза Т-68

 

Испано-Сюиза Тип-68 (1932)
Двигатель: 12-цилиндровый V-образный верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 100 х 100 мм
Рабочий объем: 9424 см3
Мощность: 200 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес с сервоусилителем
Кузов: по желанию заказчика
Максимальная скорость: 174 км/ч


 Приглашаем посетить сайты 
Арцыбашев Бестужев-Марлинский Булгарин Вересаев Гаршин Автомобили

© 2000- NIV