КРАЙСЛЕР

Вернуться в оглавление

(CHRYSLER) Детройт, США, 1924-

КРАЙСЛЕР

Уолтер Крайслер (Walter Chrysler), будучи президентом "Бьюика" (Buick) и одновременно вице-президентом концерна "Дженерал Моторс" (General Motors), разошелся во мнениях с президентом концерна Уильямом Дюрантом (William Durant) и был вынужден в 1920 году покинуть свои посты.

Вскоре Крайслер принял предложение возглавить фирму "Виллис-Оверленд" (Willys-Overland), находившуюся на грани банкротства. Он быстро вдохнул в нее жизнь и взялся проделать то же самое с компанией "Максуэлл-Чалмерс" (Maxwell-Chalmers).

Все эти годы Крайслер мечтал о создании собственного автомобиля, в котором он мог бы воплотить весь свой опыт и идеи о техническом совершенстве и комфорте. К тому времени он владел только помещением для продажи автомобилей, где и решил реализовать свои планы. Знакомство с тремя талантливыми инженерами Фредом Зеде-ром (Fred Zeder), Оуэном Скелтоном (Owen Skelton) и Карлом Бреером (Carl Breer) развеяло последние сомнения. К тому же освободились помещения закрывшейся фирмы "Чалмерс" (Chalmers), где Крайслер организовал сборку своего автомобиля. Добровольное заточение трех инженеров длилось целый год, и в 1923-м они представили Крайслеру результаты своих конструкторских поисков. Автомобиль вполне удовлетворил шефа. Это была модель, названная "Крайслер-70", с 6-цилиндровым мотором, производство которой было начато в цехах компании "Максуэлл". Автомобиль новой марки имел огромный успех: в 1924 году было продано свыше 30 тысяч штук.

Постепенно машины Крайслера вытесняли "максуэллы". В 1926 году появились экономичный "Крайслер Фор" (Four) и роскошный в то время "Крайслер Империал Сикс" (Imperial Six), Грандиозный успех первых моделей позволил Крайслеру в 1928 году приобрести компанию "Додж" (Dodge), a также создать две новые марки "Де Сото" (De Soto)n "Плимут" (Plymouth), ставшие основой империи "Крайслер".

В 1929 году "Крайслер" устанавливала на всех своих машинах специфическую хорошо узнаваемую переднюю облицовку, через два года ее заменил радиатор в стиле автомобилей "Корд L-29" (Cord). Одновременно объявили о выпуске двух новых моделей с 8-цилиндровыми моторами "CD" (3,9 л, 80 л.с.) и "CG" (6,3 л, 125 л.с.). Далее "Крайслер" представила многочисленные технические новинки. Появились автоматически включаемое сцепление и подвеска двигателя на сайлент-блоках (1932 год), синхронизированная коробка передач (1933 год), автоматическое включение дополнительной передачи "овердрайв" (1934 год) и, наконец, полуавтоматическая трансмиссия "Флюи-Драйв" (Flui-Drive, 1938 год).

1934 год стал наиболее памятным. В продажу поступила модель "Эйрфлоу" (Airflow) с самым, пожалуй, революционным для серийных машин того времени обтекаемым кузовом. Но рынок не принял ее, что сильно ударило по самолюбию и престижу концерна "Крайслер". "Эйрфлоу" заменила менее амбициозная серия "Эйрстрим" (Airstream). К концу 30-х годов концерн "Крайслер" вышел на третье место по объемам производства, уступая лишь "Дженерал Моторс" и "Форду".

Модельный ряд 1942 года заложил стилистические основы первой послевоенной продукции. Базовыми стали автомобили "С-34 Ройял" (Royal), "Виндзор" (Windsor) и "С-37 Империал" (Imperial). Модели 1946 года "С-38", "С-39" и "С-40 Империал" отличались от них только деталями внутренней и внешней отделки. Все машины оснащались полуавтоматической трансмиссией "Флюи-Драйв", позволявшей не использовать педаль сцепления. В честь 25-летия компании в 1949 году появилось еще несколько новых моделей. В 1951-м выпустили двигатель V8 с полусферическими камерами сгорания, который установили на моделях "Нью-Йоркер" (New Yorker), "Саратога" (Saratoga) и "Империал". Его также использовала на своих спортивных машинах фирма "Кэннингхэм" (Cunningham).

В начале 50-х годов во главе центра стиля стоял знаменитый американский автомобильный дизайнер Вирджил Экснер (Virgil Exner), создавший немало оригинальных форм, определивших большой успех продукции "Крайслера" на рынке. В 1953 году форма "крайслеров" стала более совершенной, было введено лобовое панорамное стекло. Выпуск в 1955 году "Виндзора" и "Нью-Йоркера" с полностью обновленным дизайном принесло новые прибыли и временное первенство над соперниками. На базе "Нью-Йоркера" ограниченной серией выпустили спортивную модель "300", которая стала одной из самых скоростных легковых машин своего времени.

В 1957 году на кузовах "крайслеров" появились знаменитые задние "плавники". В этом же году стали серийными автоматические гидромеханические коробки передач "Торк Флайт" (Torque Flite), управлявшиеся нажатием кнопок на панели приборов. В 1959 году было освоено производство новых двигателей V8 в 6,3 и 6,8 л. На следующий год родились первые автомобили с несущими кузовами, а "Крайслер-ЗООС" установил очередной рекорд скорости в 283,4 км/ч.

60-е годы стали временем борьбы за уменьшение размеров американских автомобилей. Вычурные формы сменили более скромные и плавные очертания кузовов европейского стиля. С приходом 70-х годов обострились топливные проблемы, резко снизившийся спрос на большие и неэкономичные машины привел к упразднению в 1971 году самой престижной серии "Империал". В 1975 году была выпущена экономичная "Кордоба" (Cordoba), оснащавшаяся двигателями с низким содержанием вредных веществ в отработавших газах, чем и была вызвана их невысокая мощность в 90 и 120 л.с. при рабочих объемах в 3,7 и 5,2 л. На "Кордобе" впервые установили люк в крыше с электроприводом.

В 1978 году появилась модель "Ле Барон" (Le Baron), на которой, кроме упомянутых выше моторов, применялся еще один в 5,9 л мощностью 185 л.с. Свое название машина получила в честь американской фирмы "Ле Барон", снабжавшей "Крайслер" наиболее эффектными и дорогими кузовами. В 1979 году самые большие в программе седаны "Нью-Йоркер" и "Ньюпорт" (Newport) "похудели" на 360 кг и стали экономичнее. Одновременно компания провела работы по еще большему снижению токсичности отработавших газов и ввела на всех моделях каталитические нейтрализаторы. Огромные усилия приблизиться к конкурентам и удовлетворить новые требования рынка привели к тому, что убытки "Крайслер" достигли миллиарда долларов и поставили его на грань краха. Спасли третий по величине американский автомобильный концерн огромные государственные субсидии и продажа практически всех иностранных филиалов.

Выйдя из кризиса, "Крайслер" приступил к выпуску новой серии "К" - семейства компактных переднеприводных машин. Впервые они появились в 1981 году под марками "Додж" и "Плимут". Через несколько месяцев модернизация коснулась и серии "Ле Барон". В том же году вновь появился роскошный двухдверный открытый "Империал" с двигателем V8 (5211 см3). В 1982 году, несмотря на снижение продаж на 25 % по сравнению с предыдущим годом, "Крайслер" первым в США прочно обосновался в секторе кабриолетов, выпустив открытые варианты "Ле Барон" и "Додж-400".

В 1983 году "Крайслер" запустил в производство новое семейство компактных спортивных машин серии "Е", разработанных в кооперации с конструктором Кэроллом Шелби (Carroll Shelby). Семейство возглавил "Крайслер Лазер" (Laser) - трехдверное купе с 4-цилиндровым двигателем в 2213 см3 и приводом на передние колеса. С 1988 года "Крайслер" совместно с итальянской "Мазерати" (Maserati) выпускал спортивный кабриолет "ТС" с моторами в 2,2 и 3 л. Это позволило закрепиться в новом секторе, который заполняли в основном импортные автомобили.

Главным достижением тех лет следует считать выпуск однообъемного универсала "Вояджер" (Voyager), унифицированного с аналогичными моделями других отделений концерна. Он стал не только законодателем моды на такие машины в Америке, но и самым популярным в своем классе как в США, так и в других странах мира. В 1989 году выпустили обновленный "Ле Барон" с кузовами седан, купе и кабриолет. Одновременно появились новые переднеприводные "Нью-Йоркер", "Фифе Авеню" (Fifth Avenue) и "Империал".

Сегодня "Крайслер" предлагает только переднеприводные модели. Самым компактным и дешевым является "Неон" (Neon), за ним следует "Сайрус" (Cirrus), известный в Европе как "Стратус" (Stratus). Он привлекает свежим дизайном и предлагается как седан, купе или кабриолет с 4- и 6-цилиндровыми двигателями в 2,0 и 2,5 л.

В конце 1994 года была показана модель "Себринг" (Sebring) с кузовом купе, созданная на базе автомобиля "Мицубиси Талант" (Galant). Так же, как и однотипная модель "Додж Эйвенджер" (Dodge Avenger), она производится на заводе "Даймонд Стар" и комплектуется моторами рабочим объемом 2,0 и 2,5 л мощностью 142 и 165 л.с. Самые большие и тоже полноприводные седаны появились в 1992 году. Ими стали модели серии "Конкорд" (Concord), "LHS", экспортируемые в Европу как "Вижн" (Vision) и "Нью-Йоркер" (New-Yorker). Обе оснащаются моторами V6 рабочим объемом 3,3 и 3,5 л мощностью 163 и 217 л.с. В 1997 году эти модели получили новые кузова и двигатели V6 повышенной мощности. В 1996 году запущено в производство уже третье поколение универсалов повышенной вместимости (УПВ) "Таун энд Кантри" (Town and Country), которые известны в Европе как "Вояджер". Для богатых европейских покупателей предлагаются уникальные спортивные кабриолет и купе "Вайпер" (Viper) с 8-литровым двигателем V10 мощностью 455 л.с., развивающие максимальную скорость до 290 км/ч.


Крайслер-70 Сикс

Шестицилиндровый двигатель первого "Крайслера-70" имел множество технических новинок. Например, головку блока системы "Рикардо" (Ricardo), обеспечивавшую повышенную степень сжатия и соответственно более высокую мощность. Он стал первым в США серийным автомобилем с тормозами на всех колесах. Единственный недостаток - установка тормозных колодок снаружи барабанов, а не внутри, как принято сейчас.

Прототип автомобиля не стали показывать на Нью-Йоркском автосалоне 1924 года. Его установили в холле гостиницы "Коммодор". Заказы на "Крайслер-70 Сикс" поступили в большом количестве, так что пришлось задуматься о немедленном начале его серийного производства.

Базовая цена в 1525 долларов вполне соответствовала техническому уровню и качеству машины. В первый год было продано 32 тысячи штук. Оборот составил свыше 50 млн. долларов - настоящий рекорд для только что появившейся на рынке модели. Скоростные качества и надежность "Крайслера-70" были подтверждены в гонке в Ле Мане, где автомобиль занял четвертое место.

Крайслер-70 Сикс
Крайслер-70 Сикс

 

Крайслер-70 Сикс (1924)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый нижнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 76 х 121 мм
Рабочий объем: 3293 см3
Мощность: 75 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: седан, купе, кабриолет на 2-5 мест
Максимальная скорость: 113 км/ч

Крайслер Эйрфлоу

В то время, когда Великий кризис достиг своего апогея, Уолтер Крайслер решил сократить лишние расходы, упразднив свой испытательный центр. Его руководитель Гарольд Хикс (Harold Hicks), работавший ранее у Форда в отделе перспективного развития, наглядно разъяснил Крайслеру: чтобы повысить скорость автомобиля со 134 до 159 км/ч и одновременно заметно сократить расход топлива достаточно поставить на имеющееся шасси новый более обтекаемый кузов. Крайслер издал приказ, в котором разрешил Хиксу продолжать работы при условии, что они принесут положительные результаты. Карлу Брееру, создававшему первый "Крайслер-70", было поручено обобщить результаты, полученные в процессе исследования кузовов стандартных машин разных фирм в аэродинамической трубе. Первым весьма оригинальным выводом стало заключение, что любой американский серийный автомобиль образца 1930 года имеет наименьшее сопротивление воздушному потоку, если он движется задним ходом. Ведь задняя часть оказалась более обтекаемой, чем передняя с радиатором и лобовым стеклом. Начались работы над новыми формами кузовов и в 1934 году родился "Эйрфлоу".

Форма "Эйрфлоу" была создана по всем правилам аэродинамики того времени и по рекомендациям, полученным после продувок его в аэродинамической трубе. Вместо тяжелой лонжеронной рамы установили трубчатую конструкцию. Чуть сдвинутый назад двигатель освобождал место для радиатора (его расположили наклонно). Удлиненные передние рессоры гарантировали мягкость хода и устойчивость. Форма кузова, впервые для серийного автомобиля разработанная на научной основе, но пока непривычная для публики, сослужила "Крайслеру" плохую службу: автомобиль не имел должного коммерческого успеха, хотя впоследствии на протяжении многих лет являлся примером для подражания.

Чтобы приспособить "Эйрфлоу" к запросам покупателей, в 1936 году его форма претерпела заметные изменения. Обтекаемая передняя облицовка с эллипсоидными основаниями встроенных фар была заменена на традиционный радиатор с отдельно стоящими корпусами фар. При этом плавно закругленный вниз задок сохранился. Все это ухудшило аэродинамику и внешность машины. Однако именно эта модель, названная "Эйрстрим", имела больший успех, чем "Эйрфлоу", и выпускалась 4 года, Сегодня, когда представления об автомобильной красоте изменились, "Эйрфлоу" стал редчайшим экспонатом музеев.

Крайслер Эйрфлоу
Крайслер Эйрфлоу

 

Крайслер Эйрфлоу (1934)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый нижнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 85,7 х 114,3 мм
Рабочий объем: 3956 см3
Мощность: 97 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронно-трубчатая стальная
Подвеска: жесткие оси на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: аэродинамичный седан на 5-6 мест
Максимальная скорость: 145 км/ч

Крайслер Лазер

В 1980 году финансовые проблемы "Крайслера" были в основном решены. Концерн приступил к реализации проекта "К" - выпуску компактных легковых автомобилей. Первыми из нового семейства стали переднеприводные седаны "Плимут Рилаент" (Plymouth Reliant) и "Додж Эрис" (Aries) с кузовами длиной 4,48 м и 4-цилиндровыми моторами рабочим объемом 2,2 и 2,6 л мощностью 86-102 л.с. Аналогичная модель "Крайслер-Ле Барон" появилась в 1981-м, а чуть более удлиненные серии "Е-класса" и "Нью-Йоркер" - в 1982 году.

Считается, что переход во всех отделениях концерна "Крайслер" к производству автомобилей малой серии позволил ему встать на ноги и добиться первых крупных успехов на рынке. В рамках другого проекта "Е" на базе компактных моделей в 1983 году разработали малогабаритные переднеприводные спортивные модели. У "Доджа" ею стала "Дайтона" (Daytona), a "Крайслер" выпускал купе под маркой "Лазер". Основным силовым агрегатом был 4-цилиндровый двигатель серии "К" с верхним распределительным валом.

"Лазер" предлагался в 4 исполнениях, в том числе со стандартным мотором в 2213 см3 мощностью 98 л.с.; с турбонагнетателем "Гаррет Т-3" (Garret) его мощность возросла до 148 л.с. Все варианты оснащались механической или автоматической коробкой передач. Все основные параметры автомобилей вполне соответствовали большинству европейских аналогов того же класса. Что касается курсовой устойчивости и скорости прохождения поворотов, то новые машины имели значительное преимущество по сравнению с прежними заднеприводными моделями.

Крайслер Лазер Турбо
Крайслер Лазер Турбо

 

Крайслер Лазер Турбо (1985)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с турбонаддувом
Диаметр цилиндра и ход поршня: 87,5 х 92 мм
Рабочий объем: 2213 см3
Мощность: 148 л.с.
Коробка передач: механическая 5-ступенчатая или автоматическая 3-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая "МакФерсон", задняя рычажно-пружинная
Тормоза: передние дисковые, задние барабанные
Кузов: 4-местное купе
Максимальная скорость: 185-200 км/ч

Крайслер Вояджер-III

Однообъемный УПВ "Вояджер" - одна из лучших моделей концерна, выдвинувшая "Крайслер" в число лидеров в области таких машин и позволившая освоить самый трудный западноевропейский рынок. Первый "Плимут Вояджер", известный в Европе под маркой "Крайслер", появился в 1983 году. Когда во Франции выпустили подобную машину "Рено Эспас" (Renault Espace), завоевавшую со временем огромную популярность, на "Крайслере" решили организовать сборку "Вояджера" в Австрии. Второе поколение переднеприводного "Вояджера" появилось в 1989 году и поначалу оснащалось 4-цилиндровым 2,5-литровым мотором или 3-литровым V6 мощностью 101 и 144 л.с.

Постоянно растущий спрос на такие принципиально новые многофункциональные автомобили с трансформируемым салоном позволили в 1996 году запустить в производство третье поколение модели. Новый "Вояджер-III" имеет привлекательную внешность и вместительный салон со сдвижными дверями, в котором могут с удобством разместиться 7 человек. Для того, чтобы перевезти груз объемом 4,8 м3 сиденья сделали съемными. По сравнению с автомобилями второго поколения новый "Вояджер" длиннее на 210 мм и шире на 90 мм. В рекламных проспектах "Вояджер" называют "автомобилем для 1001 удовольствия". Сегодня модель предлагается с двумя 4-цилиндровыми 16-клапанными двигателями рабочим объемом 2,0 и 2,4 л (133 и 150 л.с.), двумя моторами V6 (3,3 и 3,8 л, 158 и 166 л.с.) и одним 2,5-литровым дизелем с турбонаддувом.

Автомобили имеют привод только на передние или на все колеса и выпускаются в двух размерностях: "Вояджер" с базой 2880 мм, "Гранд Вояджер" - 3030 мм. Машины полной массой 2,4-2,6 т могут развивать скорость 180 км/ч. Как и легковые автомобили высшего класса, "вояджеры" оснащаются механическими или автоматическими коробками передач, гидроусилителем рулевого управления, АБС, надувными подушками безопасности, кондиционером и другим оборудованием. "Крайслер Вояджер" известен в США под марками "Плимут Вояджер" (Plymouth), "Додж Караван" (Dodge Caravan) и "Крайслер Таун энд Кантри".

Крайслер Вояджер
Крайслер Вояджер

 

Крайслер Вояджер V6 3.8 (1996)
Двигатель: V6 верхнеклапанный с впрыском топлива
Диаметр цилиндра и ход поршня: 96 х 87 мм
Рабочий объем: 3778 см3
Мощность: 166 л.с. при 4200 об/мин
Коробка передач: автоматическая 4-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая рычажно-пружинная, задняя неразрезная ось на продольных рессорах
Тормоза: дисковые с АБС, передние вентилируемые
Кузов: несущий однообъемный 5-дверный 7-местный
Максимальная скорость: 180 км/ч

Крайслер Конкорд

Конструкторы "Крайслера" продемонстрировали в 1992 году новую концепцию проектирования легковых машин. Модель "Конкорд", продающаяся под этой маркой только на рынке США, выделялась среди полноразмерных автомобилей аэродинамическим кузовом типа "кэб-форвард" (cab-forward), в котором при продольном расположении двигателя и передних ведущих колесах салон максимально продвинут вперед. Автомобиль отличается также полностью независимой подвеской и дисковыми тормозами на всех колесах, антиблокировочной и противобуксовочной системами. К сборке этой машины приступили также другие отделения концерна - "Додж" (Dodge) и "Игл" (Eagle). Под маркой "Крайслер Вижн" (Vision) они продаются в странах Старого Света. Серия "Конкорд" оснащается V-образными 6-цилиндровыми двигателями объемом 3,3 л с подвесными клапанами и 3,5 л с верхними распределительными валами и 24 клапанами. Внутреннее оборудование соответствует высокому классу автомобиля: кондиционер, стереосистема, электроприводы для регулировки сидений и органов управления. С 1997 года "Конкорд", как и более комфортабельная серия "LHS", предлагается с обновленным кузовом и новым поколением высокофорсированных 24-клапанных двигателей V6 рабочим объемом 2736 и 3231 см3 мощностью 202 и 228 л.с.

Крайслер Конкорд
Крайслер Конкорд

 

Крайслер Конкорд 3.5 LXi (1997)
Двигатель: V6 с 4 клапанами на цилиндр и впрыском топлива
Диаметр цилиндра и ход поршня: 96,0 х 81,0 мм
Рабочий объем: 3518 см3
Мощность: 217 л.с. при 5850 об/мин
Коробка передач: автоматическая 4-ступенчатая
Подвеска: передняя и задняя независимые рычажно-пружинные
Тормоза: дисковые, передние вентилируемые
Кузов: несущий 4-дверный седан
Максимальная скорость: 214 км/ч


 Приглашаем посетить сайты 
Цветаева Литература Гумилев Бальмонт Брюсов Автомобили

© 2000- NIV