МОСКВИЧ

В начало сайта

Москва, СССР/Россия, 1946-

МОСКВИЧ

После окончания второй мировой войны завод имени КИМ изменил название на Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). Он достаточно быстро освоил производство новой модели автомобиля "Москвич-400". Ее конструкция была идентична довоенному легковому "Опелю Кадетт К-38" (Opel Kadett), тогда вполне совершенной машины с несущим кузовом, независимой подвеской передних колес типа "Дюбоннэ" (Dubonnet), гидравлическим приводом тормозов. Важной особенностью для МЗМА была технологическая отработанность автомобиля в Германии для серийного производства и наличие оборудования, полученного по репарации. Были в "Москвиче" и весьма архаичные элементы. Так, задние двери навешивались не на передних, а на задних петлях, подшипники коленчатого вала оставались баббитовыми заливными, а стеклоочиститель механического типа приводился гибким валом от двигателя.

Первую машину МЗМА собрал 4 декабря 1946 года. "Москвич-400" был оснащен нижнеклапанным 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1074 см3 мощностью 23 л.с. Он имел невысокую степень сжатия (5,8) и работал на бензине с октановым числом 66. Трехступенчатая коробка передач имела синхронизаторы на второй и третьей передачах. Машина с 4-местным кузовом седан весила 855 кг, а длина ее не превышала 3,9 м. Помимо базовой модели, выпускались модификации с кузовами кабриолет, фургон и пикап. Производство "москвичей" быстро росло, и в 1950 году их годовой выпуск превысил уровень, достигнутый "Опелем" в предвоенные годы.

Модернизация 1954 года не смогла существенно улучшить машину, которая стала называться "Москвич-401". Поэтому в 1956 году ее сменила модель "402", представлявшая существенный шаг вперед. Она получила современный, красивый по тем временам кузов. И хотя от "Москвича-401" сохранила двигатель, коробку передач и задний мост, многие элементы ее конструкции впервые нашли применение в советском автомобилестроении. Это - гнутое лобовое стекло, телескопические амортизаторы, бесшкворневая подвеска передних колес, запираемая изнутри крышка багажника, коробка передач с удлинителем, двухспицевое рулевое колесо. На базе "Москвича-402" выпускались автомобили с кузовами универсал и фургон, а также полноприводные модификации "410"и "411". Для модернизации своих моделей завод традиционно имел ограниченные средства и осваивал новые узлы поэтапно, причем так, чтобы обеспечить их взаимозаменяемость с прежними. Эта особенность многие годы довлела в его инженерной практике.

Постепенно были внедрены верхнеклапанный двигатель и 4-ступенчатая коробка передач (1958 год), гипоидная главная передача (1961 год) и другие новшества. Сохранив старый кузов, машина получила индекс "407".

Освоение новой модели "408" происходило постепенно. Сначала в 1963 году на переходной модели "403" появились модернизированный мотор и обновленная передняя подвеска, и лишь в сентябре 1964 года на конвейер был поставлен седан "Москвич-408". Он имел модификации с кузовами универсал и фургон. Проектированием этих машин руководил Александр Андронов. Модель "408" тоже подверглась поэтапной модернизации, а с 1967 года программа была дополнена "Москвичом-412", оснащенным совершенно новым двигателем. С 1968 года предприятие стало называться Автозавод имени Ленинского Комсомола (АЗЛК).

На смену моделям "408" и "412", их различным вариантам в декабре 1975 года пришли модификации "Москвич-2140" (1478 см3, 75 л.с.) и "Москвич-2138" (1358 см3, 50 л.с.) с унифицированными кузовами, имевшие экспортные обозначения "Москвич-1300" и "1500". Они, как и базовые модели, несли в конструкции немало элементов активной и пассивной безопасности, которые АЗЛК первым начал внедрять в советском автомобилестроении. Производственные мощности завода позволяли тогда ежегодно выпускать более 180 тысяч автомобилей.

Но в мировом автомобилестроении уже в начале 70-х годов наметился поворот к более прогрессивным конструкциям, в частности, к машинам с передними ведущими колесами. Опытные образцы "москвичей" такой компоновки строились и испытывались в течение многих лет, но внедрить их в производство из-за отсутствия инвестиций не удавалось.

Существенный сдвиг произошел в 1986 году, когда начался выпуск переднеприводного "Москвича-2141", идейной основой которого послужила французская "СИМКА-1307" (SIMCA). Однако, сложные экономические процессы последующих лет не позволили расширить программу и увеличить выпуск машин. Наоборот, производство год от года сокращалось. В середине 90-х годов АО "Москвич" неоднократно останавливало производство на многие месяцы. Только в 1997 году благодаря поддержке правительства Москвы на базе нового "Москвича" были выпущены две длиннобазные модификации "Юрий Долгорукий" и "Князь Владимир", к которым вскоре присоединился "Святогор", укомплектованный агрегатами и деталями иностранного производства. На базе стандартного 5-дверного "Москвича-2141" были построены также 4-дверный седан "2142", грузопассажирские варианты, такси, пикапы, санитарные машины и электромобили. Одновременно завод заключил соглашение с фирмой "Рено" (Renault) о поставках двигателей и создании совместного предприятия по сборке в Москве машин семейства "Меган" (Megane).


Москвич-407

"Москвич-402" нуждался в более мощном двигателе. На МЗМА было разработано несколько конструкций, но они требовали нового станочного парка, а стесненный в средствах завод не мог себе этого позволить. Тогда группа конструкторов - Игорь Окунев, Игорь Гладилин и Яков Горячий - разработали верхнеклапанный мотор на базе много раз модернизированного двигателя "Опель". Он сохранил все базовые поверхности обработки , что позволило использовать прежний станочный парк. Новой сложной деталью стала алюминиевая головка цилиндров. Отказ от нижних клапанов, увеличение степени сжатия, небольшое увеличение рабочего объема дали прирост мощности в 25%, причем "малой кровью". Внедренные : чуть позже 4-ступенчатая коробка передач, гипоидный задний мост в сочетании с новым мотором сделали машину конкурентоспособной на внешнем рынке. На экспорт шло около трети всей продукции МЗМА, причем этому немало способствовали двухцветная окраска кузова, наличие часов и приемника. Новый "Москвич-407" сохранил кузов и узлы шасси от модели "402". Он пользовался большой популярностью благодаря высокой долговечности и хорошей ремонтопригодности. За 7 лет с конвейера сошли 480534 автомобиля гаммы "407" и ее модификаций: "407М" - медицинский, "407Б" - с ручным управлением, "407Т" - такси-седан, "423" - универсал, "423Т" - такси-универсал и "430" - фургон, а также их лолноприводные модификации "410Н" (седан), медицинский "410М", универсал "411" и фургон "432".

Москвич-407
Москвич-407

 

Москвич-407 (1958)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 76 х 75 мм
Рабочий объем: 1358 см3
Мощность: 45 л.с. при 4500 об/мин
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая пружинная, задняя рессорная
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: несущий 4-дверный 4-местный
Максимальная скорость: 115 км/ч

Москвич-412

"Москвич-408", спроектированный под руководством главного конструктора завода Александра Андронова, ознаменовал очередной шаг вперед конструкторов МЗМА. Но резервы двигателя модели "407" уже были исчерпаны. Разработку нового мотора выполнил Игорь Окунев.

Изучив многие современные двигатели 1,5-литрового класса, он остановился на моторе фирмы БМВ (BMW), сохранив его основные характерные особенности: отлитые из алюминиевого сплава картер и головку блока цилиндров, гильзы цилиндров "мокрого типа", 5-опорный коленчатый вал и расположенный в головке блока цилиндров распределительный вал с цепным приводом. Производство нового мотора модели "412" освоил Уфимский моторный завод (УМЗ), известный своими авиадвигателями. Он начал поставлять с 1967 года двигатели модели "412" на заводы в Москве и Ижевске, выпускавшие "москвичи".

"Москвич-412" с новым мотором неоднократно модернизировался: новая коробка передач, прямоугольные фары, раздельные передние сиденья, напольный рычаг переключения передач, сцепление диафрагменного типа, раздельный привод тормозов, травмобезопасная рулевая колонка. Он выпускался в многочисленных исполнениях: для медицинской службы "412М", экспортные "412Э", "412Ю" (поставлялись в южные страны) и "412П" (с правым рулем), а также 5-двер-ный универсал "427" и фургон "434" грузоподъемностью до 400 кг. Высокую репутацию этой модели подкрепляли многочисленные успехи в ралли и кольцевых гонках.

Москвич-412
Москвич-412

 

Москвич-412 (1967)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с верхним распределительным валом
Диаметр цилиндра и ход поршня: 82 х 75 мм
Рабочий объем: 1478 см3
Мощность: 75 л.с. при 5800 об/мин
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая пружинная, цельная балка заднего моста на рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: несущий 5-местный седан
Максимальная скорость: 140 км/ч

Москвич-2141

Первая серийная модель "Москвича" с передними ведущими колесами начала сходить с конвейера в 1986 году. Она ни в чем не имела преемственности с предшественниками и даже среди переднеприводных моделей не укладывалась в общий стереотип. Силовой агрегат "Москвича-2141" располагался не поперек кузова, как у большинства машин с приводом на передние колеса, а вдоль.

Он был вынесен далеко вперед за оси передних колес и наклонен вправо, а слева от него разместили радиатор. Автомобиль имеет вместительный 5-дверный кузов хэтчбек, дисковые тормоза передних колес и реечный рулевой механизм. Подвеска передних колес типа "МакФерсон", размещенный под задним сиденьем бензобак, 5-ступенчатая коробка передач -вот основные черты этой машины.

С 1997 года автомобиль "Москвич-2141", наряду с двигателями УЗАМ и ВАЗ, стал комплектоваться 4-цилиндровыми моторами "Рено" рабочим объемом 1998 см3 мощностью 113 л.с. Кроме того, машина оснащается дисковыми тормозами "Лукас" (Lucas), фарами "Хелла" (Hella), стойками передней подвески "Биль-штайн" (Bilstein), сцеплением "Сакс" (Sachs). На базе модели "2141" разработаны пикап "2335" малой грузоподъемности, грузопассажирский вариант "2901", модификации такси, а также длиннобазные хэтчбек и седан - соответственно "2141 -Р5" и "2142-Р5", получившие имена "Юрий Долгорукий" и "Князь Владимир". В 1997 году началась сборка наиболее комфортабельной легковой модели серии "2141" - машины "Святогор" с французским 4-цилиндровым мотором "Рено" (Renault).

Москвич-2142
Москвич-2142

 

Москвич-2141 (1986)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с верхним распределительным валом
Диаметр цилиндра и ход поршня: 79 х 80 мм
Рабочий объем: 1568 см3
Мощность: 76,4 л.с. при 5400 об/мин
Коробка передач: механическая 5-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая пружинная, задняя - неразрезная ось на пружинах
Тормоза: передние дисковые, задние барабанные
Кузов: несущий 5-дверный 5-местный хэтчбек
Максимальная скорость: 155 км/ч


 Приглашаем посетить сайты 
Вяземский Батюшков Баратынский Толстой А.Н. Толстой А.К. Автомобили

© 2000- NIV