НАГ

В начало сайта

(NAG) Берлин, Германия, 1902-1934

В самом начале XX века фирма "Алльгемайне Аутомобиль Гезелльшафт" (Allgemeine Automobil Gesel-Ischaft), сокращенно AAG, построила автомобиль с одноцилиндровым мотором мощностью 5 л.с. по проекту профессора Клингенберга (Klingenberg). Этот уникальный экземпляр до недавнего времени хранился в Политехническом музее в Москве. После того, как фирму AAG купила электротехническая компания AEG, она стала называться "Нойе Ауто-мобиль Гезелльшафт" (Neue Automobil Gesellscnaft), или NAG. Выпуск первой модели продолжился. Позднее компания AEG приобрела фирму "Кюлыитайн Вагенбау Гезельшафт" (Kuhlstein Wagenbau Gesellschaft), специализировавшуюся на выпуске транспортных средств на электрической тяге. Руководство объединенным конструкторским отделом было поручено инженеру Йозефу Фолльмеру (Joseph Vollmer), бывшему сотруднику отдела электромобилей фирмы "Кюльштайн".

Вначале Фолльмер спроектировал два автомобиля с 2- и 4-цилиндровыми двигателями в 10 и 20 л.с., а также несколько грузовиков малой грузоподъемности. Вскоре программа дополнилась моделью с 2-цилиндровым мотором рабочим объемом 1866 см3 и двумя машинами с 4-цилиндровыми двигателями в 5,2 и 8,0 л. Внезапному росту популярности своих автомобилей НАГ обязана удачной и популярной модели "Пук" (Puck) с мотором в 1570 см3. На ее основе был разработан гоночный автомобиль, получивший прозвище "Дарлинг" (Darling) и завоевавший Кубок Гетебор-га в зимних гонках в Швеции 1912, 1913 и 1914 годов. В предвоенные годы НАГ выпускала 4 модели ("К-2", "К-3", "К-4" и "К-5") с моторами в 1,5-3,3 л мощностью 12-25 л .с., а также довольно мощный автомобиль типа "50/60 HP" с 8,5-литровым двигателем.

Во время первой мировой войны фирма прекратила производство легковых автомобилей. По ее окончании НАГ вместе с фирмами "Бреннабор" (Brennabor), "Ганза" (Hansa) и "Ганза-Ллойд" (Hansa-Lloyd) образовала "Сообщество немецких автомобильных производителей" (Gemeinschaft Deutscher Automobilfabriken), или GDA. Через год НАГ начала выпуск автомобиля с 4-цилиндровым мотором в 2536 см3 с боковыми клапанами. Его спортивная модификация одержала победы во многих гонках. В 1923 году изготовили машину с 4-цилиндровым 2,6-литровым верхнеклапанным двигателем, за которой через 3 года последовали еще две модели с 6-цилиндровыми 3,1- и 3,6-литровыми силовыми агрегатами. Они поступали на рынок под названием "НАГ-Протос" (NAG-Protos), так как в 1926 году была приобретена фирма "Протос". Через год НАГ поглотила компании "Престо" (Presto) и "Дукс" (Dux), тесно и выгодно сотрудничала с заводом по производству грузовых автомобилей "Бюссинг" (Bussing).

В 1928 году НАГ присоединила к себе фирму "Форан" (Voran), где работал известный конструктор Рихард Бюссиен (Richard Bussien). На следующий год на НАГ перешел бывший инженер бельгийской "Минервы" (Minerva) Пауль Хенце (Paul Henze), разработавший верхнеклапанный 6-цилиндровый мотор рабочим объемом 3963 см3, который выпускался в 1930-1932 годах. Одновременно он активно занимался созданием машины с верхнеклапанным двигателем V8 в 4540 см3. В 1931 году она стала первой немецкой моделью с таким мотором. В 1932 году Бюссиен и Хенце представили переднеприводную модель "212" с двигателем V8, независимой подвеской всех колес и центральной трубчатой рамой с двумя задними П-образными лонжеронами. Последним легковым автомобилем НАГ стал переднеприводный "220", разработанный Бюссиеном и переданный в производство в 1933 году. Когда были изготовлены первые экземпляры, фирма решила прекратить производство легковых автомобилей и перейти на выпуск грузовиков.

НАГ-218 V8
НАГ-218 V8

 

НАГ-218 (1931)
Двигатель: V8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 85 х 100 мм
Рабочий объем: 4540 см3
Мощность: 100 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая синхронизированная
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: кабриолет, седан
Максимальная скорость: 130 км/ч


 Приглашаем посетить сайты 
Чернышевский Чулков Культурология Романтизм Добычин Автомобили

© 2000- NIV