ОБЕРН

Вернуться в оглавление

(AUBURN) Оберн, США, 1900-1937

ОБЕРН

В 1900 году братья Фрэнк и Моррис Экхарт (Eckhart) на месте небольшой фирмы по производству конных экипажей в городке Оберн, в штате Индиана, основанной их отцом еще в 1874 году, образовали автомобильную компанию "Оберн".

За первые 3 года они изготовили несколько опытных конструкций и в 1903 году приступили к их серийному выпуску. Это были легкие двухместные автомобили с одноцилиндровым мотором и новинкой тех лет - карданной передачей на ведущие колеса. Через 2 года последовала модель с 2-цилиндровым двигателем.

Первые "настоящие" автомобили с 4-цилиндровыми моторами начали выпускаться в 1912 году. Это были модели "Ратенбер-25/ЗОНР" (Rutenber). Через год "Оберн" обзавелась своим кузовным отделением, перекупив фирму "Циммерман" (Zimmerman).

Тем временем гамма пополнилась новой 6-местной моделью "Ратенбер" с 50-сильным двигателем и электрическим освещением. "Ратенбер" встала во главе всей программы фирмы, оказалась наиболее рентабельной и привела "Оберн" в 1919 году в состав "Чикагской промышленной группы", где президентом был Моррис Экхарт.

С 1919 года фирма выпускала модель "Бьюти Сикс" (Beauty Six) с 6-цилиндровым мотором "Континентал" (Continental), но коммерческий успех стал обходить "Оберн" стороной. Новая страница в ее истории была открыта в 1924 году. На фирме появился энергичный предприниматель и конструктор Иррет Лоббан Корд (Erret Lobban Cord). Он выкупил фирму, став сначала ее генеральным директором, а потом президентом, назначил главным инженером Джеймса Кроуфорда (James Crawford), который в очень короткий срок создал новую гамму машин и развернул бурную рекламную кампанию, позволившую поднять объемы продаж.

В начале 1925 года появились сразу 4 новые модели с 6-и 8-цилиндровыми моторами. Кузова к ним выпускала фирма "Лимузин Води Ко." (Limousine Body Со.) в Каламазу. В 1926 году "Оберн" стала составной частью созданной Кордом промышленной группы, куда входили также автомобильная компания "Дюзенберг" (Duesenberg) и моторостроительная "Лайкоминг" (Lycoming). Чаще эту группу именовали "Империей Корда".

Перестройка привела к тому, что на "Оберн" приступили к выпуску только легковых автомобилей высшего класса. Для привлечения покупателей было решено участвовать в спортивных состязаних и рекордных заездах, служивших прекрасной рекламой скоростных качеств автомобилей. В 1927 году в Америке стали проявлять интерес к гонкам на стандартных автомобилях, в которых "Оберн" постоянно участвовала. На серийных автомобилях "8-88" со специальными кузовами фирменные гонщики преодолели дистанцию в 1000 миль (1600 км) за рекордное время - 16 часов со средней скоростью 102 км/ч; выиграли 100-мильную гонку в Салеме, в Нью Хэмпшире. Средняя скорость победителя составила 145 км/ч. Наконец, на автодроме в Атлантик-Сити "Оберн" с более мощным мотором "Лайкоминг" в 115 л.с. за сутки прошел дистанцию 3273 км.

Спортивные успехи служили хорошей рекламой для покупателей: в 1929 году было продано 22 тысячи автомобилей. Но экономический кризис нанес "Оберн" серьезный удар. На следующий год продажи снизились до 14 тысяч штук. Несмотря на это, в 1931 году фирма запустила в производство новую модель "8-98" и продала рекордное количество машин - 28 тысяч.

В последующие годы в программе фирмы появились новые модели с 6- и 8-цилиндровыми моторами мощностью до 150 л.с., а также двигатель "Лайкоминг" V12 объемом 6,4 л. Модели "851" и "852 Спидстер" (Speedster) 1935-1936 годов стали самыми известными благодаря своим необычным аэродинамическим кузовам, разработанным дизайнером Гордоном Беригом (Gordon Buerig). Несмотря на это, фирма не смогла выдержать конкуренции и закрылась в 1937 году.


Оберн Кэбин Спидстер

В 1929 году "Оберн" представила одну из самых примечательных моделей "Кэбин Спидстер" (Cabin Speedster) с обтекаемым двухдверным кузовом работы стилиста Уэйда Мортона (Wade Morton). Использовались агрегаты стандартного легкового "Оберна 8-88". Модель предназначалась в основном для участия в многочасовых спортивных заездах. Низкий кузов купе сделали из алюминия. Удобные сиденья обеспечивали гонщикам комфорт во время длительных соревнований. "Кэбин Спидстер" -одна из попыток создать совершенный аэродинамический кузов, с которым автомобиль мог бы показать более высокую скорость. Все колеса имели легкие крылья, служившие скорее грязезащитными щитками, чем обтекателями. Шасси снизу закрывала гладкая панель. Запасное колесо крепилось в заднем свесе вертикально. Высота машины составляла 1470 мм. "Кэбин Спидстер" развивала максимальную скорость 160 км/ч.

Оберн Кэбин Спидстер
Оберн Кэбин Спидстер

 

Оберн Кэбин Спидстер (1929)
Двигатель: V8 нижнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 82,5 х 114,3 мм
Рабочий объем: 4893 см3
Мощность: 115 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес с гидроприводом
Кузов: спортивное купе
Максимальная скорость: 160 км/ч

Оберн-851 Спидстер

Автомобили серии "Спидстер" оказались самыми известными и, к сожалению, последними в истории фирмы "Оберн". Серия выпускалась с 1929 года и включала спортивные модификации стандартных легковых автомобилей с обтекаемыми, так называемыми "профилированными" кузовами. Только в программе 1934 года отсутствовала эта серия, но с января следующего года она появилась в обновленном виде.

Базовой была модель "851 Спидстер" с длинным открытым двухместным кузовом, созданным Гордоном Беригом. По представлениям тех лет, это была очень элегантная конструкция. Автомобиль имел сильно наклоненные назад клиновидный радиатор и двойное лобовое стекло, раздельные массивные округленные крылья для передних и задних колес. Багажник помещался в узкой задней части кузова, в который можно было попасть только из салона. Такой аэродинамический задок получил название "рыбий хвост". Дополнительную привлекательность автомобилю придавали расположенные с левой наружной стороны капота хромированные трубы, по которым в двигатель подавался воздух от центробежного нагнетателя. Его установка позволяла повысить мощность на 30%. К техническим особенностям следует отнести двухступенчатую главную передачу, обеспечивавшую работу, трансмиссии в двух режимах - "экономичном" и "скоростном".

Рычаг переключения передач находился на рулевой колонке и позволял быстро перейти с одного режима на другой. На специальном варианте этого автомобиля в июле 1935 года гонщик Эб Джен-кинс (Ab Jenkins) установил несколько рекордов, развив скорость 112 км/ч на дистанции в одну милю со стартом с места и 168 км/ч с хода, а в заезде на 12 часов показал среднюю скорость 166 км/ч.

Оберн-851 Спидстер
Оберн-851 Спидстер

 

Оберн-851 Спидстер (1935)
Двигатель: V8 с центробежным нагнетателем
Диаметр цилиндра и ход поршня: 77,8 х 120,6 мм
Рабочий объем: 4585 см3
Мощность: 150 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: усиленная лонжеронная с Х-образными поперечинами
Подвеска: на полуэллиптических рессорах с амортизаторами
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: 2-дверный кабриолет
Максимальная скорость: 169 км/ч

Оберн-851 Спидстер (1935)

Автомобиль "Оберн-851 Спидстер" приводился в движение 8-цилиндровым двигателем "Лайкоминг" с центробежным нагнетателем, вращавшимся в 6 раз быстрее коленчатого вала мотора и обеспечивавшим давление наддува до 0,3 кг/см2

Двигатель
Расположение: переднее продольное
Конструкция: рядный 8-цилиндровый нижнеклапанный, водяного охлаждения
Диаметр цилиндра и ход поршня: 77,8x120,6 мм
Рабочий объем: 4585 см3
Система газораспределения: нижний распределительный вал и два клапана на цилиндр
Система питания: один карбюратор "Стромберг" (Stromberg) и центробежный нагнетатель
Система зажигания: батарейное с механическим распределителем
Мощность: 150 л.с. при 4000 об/мин
Трансмиссия
Сцепление: однодисковое сухое
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая, вторая и третья передачи синхронизированы, передаточные числа: 2,86; 1,68; 1,0
Главная передача: коническая двухступенчатая, передаточные числа: 3,0 и 4,5
Подвеска
Передняя: неразрезная балка на полуэллиптических рессорах с амортизаторами
Задняя: цельная балка моста на полуэллиптических рессорах с амортизаторами
Рулевое управление: винт и гайка
Тормоза: барабанные "Локхид" (Lockheed) с гидроприводом
Колеса и шины
Колеса: стальные штампованные
Шины: размером 6,50 х 15
Кузов и рама
Кузов: стальной 2-местный родстер
Рама: лонжеронная с Х-образными поперечинами
Размеры и масса
Длина: 4938 мм
Ширина: 1816 мм
База: 3226 мм
Колея: передняя и задняя 1448/1575 мм
Масса: 1702 кг
Максимальная скорость: 166 км/ч
Средний расход топлива: 15,7 л на 100 км


 Приглашаем посетить сайты 
Тютчев Цветаева Литература Гумилев Бальмонт Автомобили

© 2000- NIV