ПАНАР-ЛЕВАССОР

В начало сайта

(PANHARD ET LEVASSOR) Париж, Франция, 1889-1967

ПАНАР-ЛЕВАССОР

Корни фирмы "Панар и Левассор" уходят в 1847 год, когда предприниматели Пе-рэн (Perm) и Повелль (Pauwell) основали фабрику по производству деревообрабатывающих станков. После смерти Перэна в 1886 году к руководству фирмы пришли молодые инженеры - Рене Панар и Эмиль Левассор. Друг Левассора Эдуард Саразэн (Edouard Sarazin) заключил договор с Готлибом Даймлером (Gottlieb Daimler) на лицензионное производство его двигателей во Франции. Однако в 1887 году Саразэн умер. Левассор продолжил начатое Саразэном дело. Вначале Панар и Левассор продавали свои двигатели другим фирмам, в том числе "Пежо" (Peugeot). Однако позднее они решили устанавливать их на собственные шасси, тем самым положив в 1891 году начало автомобильному производству. Как и большинство самоходных экипажей того времени они оснащались двигателем заднего расположения. Но вскоре Левассор отказался от этой концепции и построил машину с мотором переднего расположения, прикрытым капотом, с коробкой передач, имевшей передвижные шестерни, и приводом на задние колеса. Таким образом, он впервые создал классическую компоновку автомобиля, которая вскоре стала общепризнанной.

Победа автомобиля "Панар-Левассор" в первых в мире соревнованиях по маршруту Париж-Руан 1894 года необыкновенно подняла престиж фирмы. Победителем во второй гонке Париж-Бордо-Париж в 1895 году опять стал "Панар-Левассор" с двигателем Даймлера. К другим крупным достижениям автомобилей этой марки относятся победы в гонках Париж-Марсель-Париж (1896 год), Париж-Амстердам (1898 год) и "Тур де Франс" (1899 год).

В 1895 году 2-цилиндровый V-образный двигатель Даймлера уступил место рядному 2-цилиндровому "Даймлеру-Финикс" (Daimler-Phoenix) с боковыми клапанами рабочим объемом 2,4 л, который в последующие 5 лет использовался на большинстве машин. В 1898 году появился новый 4-цилиндровый мотор, ставший развитием гоночного варианта 1896 года. Примерно с 1901 года фирма стала терять лидирующие позиции в разработке автомобильных конструкций, что, не в последнюю очередь, было вызвано появлением автомобиля "Мерседес" более высокого технического уровня. Кроме того, после гибели Левассора в 1897 году фирме стало труднее идти в ногу со временем. И все же в 1900 году программа моделей была расширена, а новинка типа "8/11CV" с 3-цилиндровым 1,8-литровым двигателем имела хороший сбыт. В 1906 году "Панар" представила два больших автомобиля, оснащенных 4-цилиндровым 10,5-литровым и 6-цилиндровым 11-литровым моторами. Новинки 1909 года оказались скромнее. Автомобиль "Финикс" (Phoenix) имел 2-цилиндровый мотор в 1206 см3, модели "10CV", "15CV" и "25CV" - двигатели рабочим объемом 2,2-5,0 л. На следующий год появились автомобили типа "25CV" и "28CV" с 4- и 6-цилиндровыми агрегатами в 5,2 и 6,6 л, а также первый "Панар-Левассор" с бесклапанным мотором Найта (Knight) рабочим объемом 4398 см3. В 1912 году фирма представила второй автомобиль с таким же мотором рабочим объемом 2613 см3. С этого момента двигатель "Найт" доминировал в ее продукции. Кроме модели "35CV" с 4-цилиндровым мотором в 7363 см3, в 1914 году для серии типа "30CV" впервые был разработан 6-цилиндровый бесклапанный двигатель в 6597 см3.

После войны на легкой модели "10CV" поначалу использовался обычный мотор, но уже в 1922-м на ней устанавливался бесклапанный агрегат в 1187 см3. С 1925 года все модели "Панар-Левассор" оснащались такими двигателями. К этому времени в программу входили три модели ("10CV", "16CV" и "20CV") с 4-цилиндровым, а также "35CV" с 8-цилиндровым моторами. Через два года появилась новая машина типа "20/60CV" с 6-цилиндровым двигателем в 2344 см3. В 1931 году "Панар-Левассор" выпустила еще один автомобиль с бесклапанным 8-цилиндровым 5-литровым двигателем, но он не пользовался спросом из-за высокой стоимости. Наибольший успех имели автомобили среднего класса "6CS" и "60S". В 1934 году появился седан "Панорамик" (Panoramique) с дополнительными окошками по краям лобового стекла. Его наследником в 1937 году стал "Динамик" (Dynamic) с оригинальным обтекаемым кузовом, с закрытыми нишами колес и фарами, встроенными в крылья. В салоне переднее сиденье была рассчитано на 3 пассажиров, причем место водителя располагалось в середине. Этот автомобиль имел центральную трубчатую раму и выпускался с двигателями рабочим объемом 2,5; 2,7 и 3,8 л.

После второй мировой войны началось производство легкого дешевого переднеприводного автомобиля "Дина" (Dyna) с 2-цилиндровым оппозитным двигателем воздушного охлаждения в 610 см3. В 1950 году его рабочий объем увеличили до 750 см3, в 1952 году - до 850 см3. В том же году выпустили спортивный вариант "Дина Юниор" (Junior). Последняя модель фирмы появилась в 1964 году - купе "Дина-24СТ". В 1967 году "Панар" купила фирма "Ситроен" (Citroen), которая расширяла свои производственные площади. Марку "Панар" несла только колесная военная техника.


Панар-Левассор 3CV

"Панар-Левассор 3CV" -первый автомобиль с расположенным спереди бензиновым двигателем и приводом на задние колеса. Эта компоновочная схема стала называться классической и не утратила своей привлекательности до сегодняшнего дня. Модель "3CV" имела 2-цилиндровый V-образный двигатель, изготовленный по лицензии Даймлера. Трансмиссия состояла из коробки передач с подвижными шестернями, короткого продольного карданного вала и главной передачи на промежуточном валу, на концах которого были закреплены два зубчатых колеса, передававшие тяговое усилие на задние колеса при помощи двух цепей. Несмотря на кажущуюся сложность, "Панар-SCV" оказался надежным. На деревянные колеса вместо стальных ободов по желанию покупателя могли установить резиновые шины. К техническим особенностям двигателя относились калильное зажигание и испарительный карбюратор. В 1895 году рабочий объем мотора возросс 847 до 1325 см3. Стал использоваться созданный Майбахом диффузорный карбюратор, у которого смесеобразование осуществлялось с помощью жиклеров. В том же году появился рядный 2-цилиндровый двигатель "Даймлер-Финикс".

Панар-Левассор 3CV
Панар-Левассор 3CV

 

Панар-Левассор (1894)
Двигатель: V2 с автоматическими впускными клапанами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 70x110 мм
Рабочий объем: 847 см3
Мощность: 3 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: деревянная армированная
Подвеска: передняя ось на эллиптических, задняя на полуэллиптических рессорах
Тормоза: фрикционные башмаки на задних колесах
Кузов: открытый 2-местный
Максимальная скорость: 20 км/ч

Паккард Твин Сикс V12 (1933)

Автомобиль "Паккард Твин Сикс" является классическим представителем своей эпохи. Низкий уровень шума, высокий комфорт и легкость управления сделали его одним из самых привлекательных автомобилей высшего класса. Мощный 12-цилиндровый двигатель обеспечивал неплохие по тем временам скоростные качества. Тщательно проработанная конструкция и сборка шасси обеспечивали длительную и надежную работу.

Двигатель
Расположение: переднее продольное
Конструкция: V12, угол развала блоков цилиндров 76°
Диаметр цилиндра и ход поршня: 87,3x101,5 мм
Рабочий объем: 7297 см3
Степень сжатия: 6,0 или 6,33
Система газораспределения: 2 клапана на цилиндр с гидравлическими толкателями
Система питания: двойной карбюратор "Стромберг" (Stromberg), механический топливный насос, приводимый в действие распределительным валом
Система зажигания: раздельные системы на каждый блок цилиндров
Мощность: 175 л.с. при 3200 об/мин
Трансмиссия
Сцепление: сухое однодисковое с вакуумным усилителем
Коробка передач: механическая синхронизированная 3-ступенча-тая, передаточные числа: 2,45; 1,52; 1,00
Подвеска
Передняя: неразрезная ось на полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами
Задняя: цельная балка моста на полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами, регулируемыми с места водителя
Рулевое управление: винт и гайка
Тормоза: барабанные "Бендикс" (Bendix) на всех колесах с механическим приводом и вакуумным усилителем
Колеса и шины
Колеса: со спицами диаметром 17 дюймов
Шины: размером 7,50x17
Кузов и рама
Кузов: открытый 2-дверный со складным тентом
Рама: лонжеронная Х-образная
Размеры и масса
Длина: 5460 мм
Ширина: 1880 мм
База: 3530 или 3650 мм
Колея: 1524/1549 мм
Масса: 2794 кг
Максимальная скорость: 146 км/ч
Средний расход топлива: 33 л на 100 км

Панар-Левассор Динамик

Премьера модели состоялась в 1936 году на Парижском автосалоне. Специалисты сразу же признали "Динамик" наиболее прогрессивным французским автомобилем 30-х годов. Бесклапанные двигатели рабочим объемом от 2,5 до 3,8 л имели традиционное для "Панар-Левассор" золотниковое газораспределение. На "Динамике" было применено немало интересных технических решений: центральная трубчатая рама с подрамниками для двигателя и подвесок, независимая торсионная подвеска всех колес и цельнометаллический кузов. Но "Динамик" привлекал внимание прежде всего своим внешним видом: четыре обтекаемых крыла, специфические формы фар и радиатора придавали кузову строгую индивидуальность. Место водителя было расположено в центре переднего 3-местного сиденья. Чтобы увеличить обзор, на передних дверных стоиках имелись закругленные боковые окошки. Лобовое стекло очищалось тремя стеклоочистителями. Фары были утоплены в крылья и защищались выгнутыми решетками, выполненными в одном стиле с радиатором.

Панар Динамик
Панар Динамик

 

Панар Динамик (1936)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый бесклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 85 х 112 мм
Рабочий объем: 3813 см3
Мощность: 70 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: центральная трубчатая
Подвеска: независимая торсионная всех колес
Тормоза: барабанные всех колес с гидроприводом
Кузов: купе или седан
Максимальная скорость: 120 км/ч

Панар Дина

Микролитражный автомобиль "Панар Дина" тайно разрабатывался в годы немецкой оккупации Франции. В 1947 году появилась опытная серия (50 экземпляров), а через год началось серийное производство. Первые модели оснащались 2-цилиндровым оппозитным двигателем рабочим объемом 610 см3 воздушного охлаждения с клапанами, подвешенными на миниатюрных торсионах. Одними из важнейших особенностей машины были рама и кузов, изготовленные из алюминиевых сплавов. Несмотря на скромную мощность (15 л.с.) мотора, легкая "Дина" развивала вполне приличную скорость - до 96 км/ч. К другим ее интересным особенностям относятся передние ведущие колеса и откидывающиеся назад спинки передних сидений. Со временем рабочий объем мотора возрос до 750 см3, а в 1952 году - до 848 см3. В 1958 году алюминиевый кузов заменили на более дешевый стальной, улучшив его внешний вид. Первая "Дина" стала технической основой новой серии легковых автомобилей "Дина-24", выпускавшейся в 60-е годы. Все модели серии получили элегантные аэродинамически совершенные кузова, опередившие свое время.

Панар Дина-24СТ
Панар Дина-24СТ

 

Панар Дина-24СТ (1964)
Двигатель: 2-цилиндровый оппозитный верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 85 х 75 мм
Рабочий объем: 851 см3
Мощность: 60 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: несущее основание из усиленного алюминиевого листа с центральной балкой трубчатой формы
Подвеска: передняя независимая на двух поперечных рессорах, задняя на продольных рычагах и пружинах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: 2-дверный седан
Максимальная скорость: 160 км/ч


 Приглашаем посетить сайты 
Брюсов Чуковский Горький Грибоедов Грин Автомобили

© 2000- NIV