ПЛИМУТ

(PLYMOUTH) Детройт, США, 1928-

ПЛИМУТ

В июне 1928 года компания "Крайслер" (Chrysler) выпустила недорогой автомобиль под названием "Плимут Фор" (Plymouth Four), который должен был прийти на смену устаревшей модели "Крайслер-52". Новые модели "Плимут" как с технической, так и с эстетической точек зрения были весьма привлекательными, поэтому спрос на них значительно превышал производственные возможности компании. В мае 1929 года специально для их выпуска был открыт второй завод в Детройте, который мог изготовлять до 1800 автомобилей в день. В 1930 году "Плимут-U" с кузовом седан можно было приобрести почти по той же цене, что и модели-одноклассники "Форд" (Ford) и "Шевроле" (Chevrolet). Однако "Плимут" за дополнительную плату оснащался радиоприемником. В то время - это была интересная новинка, ибо первые поступившие на рынок автомобильные радиоприемники появились только в 1927 году.

В 1931 году "Плимут" под обозначением "РА" представила совершенно новую серию, которая предлагалась с 8-ю вариантами кузовов, и тем самым закрепила за собой репутацию изготовителя современных автомобилей массового спроса. Год спустя последовала серия "РВ", которая отличалась особо прочной рамой с Х-образной поперечиной и эластичной подвеской двигателя. В 1933 году серия "Р" впервые была предложена с 6-цилиндровым двигателем мощностью 70 л.с. Ее интересная особенность - автоматическое сцепление, срабатывавшее, как только водитель снимал ногу с педали акселератора. 10 августа 1934 года с конвейера сошел миллионный "Плимут". К этому событию большинство моделей "Плимут" уже оснащались передней независимой подвеской.

В отличие от "Крайслера"и "Де Сото" (De Soto), которые в концерне "Крайслер" обладали более высоким статусом и могли себе позволить оригинальные новшества типа аэродинамических кузовов "Эйрфлоу" (Airflow), более дешевые и массовые модели "Плимут" продолжали выпускаться с кузовами традиционной формы, которые хорошо воспринимались покупателями. "Плимут" также повышала пассивную безопасность моделей. Например, спинки передних сидений получили мягкую набивку, а на рычагах и ручках внутри салона появились травмобезопасные накладки.

В 1942 году был представлен "Плимут" серии "14С" с увеличенным объемом салона и автоматическим включением внутреннего освещения при открывании дверей. Его развитием стал послевоенный автомобиль "15S", послуживший базой для всех выпускавшихся до 1949 года машин. В 1949-м "Плимут" продемонстрировала сразу три новые модели: "Р-17 де Люкс" (De Luxe), "Р-18" и "Р-18 Спешиэл де Люкс" (Special De Luxe), оборудованные 6-цилиндровыми нижнеклапанными двигателями рабочим объемом 3569 см3.

"Плимуты" начала 50-х годов были достаточно совершенными, но на них устанавливались весьма заурядные и невыразительные кузова. В результате по объему продаж "Плимут" уступила свое традиционное (после "Шевроле" и "Форда") третье место на рынке США "Бьюик" (Buick). Обеспокоенное падением спроса руководство концерна "Крайслер" решило срочно обновить дизайн кузовов всех моделей. Главный стилист "Крайслера" Вирджил Экснер (Virgil Exner) совместно с итальянской кузовной фирмой Тиа" (Ghia) спроектировал несколько опытных моделей футуристического стиля для отделений "Крайслер", "Де Сото" и "Плимут". Отработанные перспективные стилистические решения были использованы уже в серийных автомобилях 1955 года, получивших более длинные и низкие кузова. Вперые в истории "Плимута" машины оснащались двигателями V8 рабочим объемом 4261 см3, хотя до конца 60-х годов выпускался старый нижнеклапанный 6-цилиндровый мотор.

Лишь в 1957 году "Плимут", выпустив популярную серию "Флайт Суип" (Flight Sweep), разработанную Экснером, смогла вновь занять третье место по объемам продаж на американском рынке. В форме новых кузовов явно ощущалось влияние концепт-каров фирмы Тиа" двухлетней давности. По сравнению с другими моделями они имели увеличенную площадь остекления, меньше хромированных декоративных накладок и задние стабилизаторы. Самая интересная модель спортивного стиля "Фьюри" (Fury) в стандартном исполнении оснащалась мотором V8 рабочим объемом 5211 см3 мощностью 218 л.с., что позволяло ей разгоняться с места до 100 км/ч за 13,5 с и развивать скорость до 160 км/ч. Кроме того, она получила новую переднюю независимую торсионную подвеску.

Прекрасный дизайн кузовов Экснера был сведен на нет посредственным качеством изготовления, поэтому в 1958 году, несмотря на выпуск новой модели с 5,9-литровым двигателем V8, объем продаж сократился на 50% по сравнению с предыдущим годом. Представленные в 1960 году модели имели несущие кузова. На компактном "Вэлианте" (Valiant) 1961 года с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3687 см3 задние стабилизаторы исчезли,а на следующий год все "плимуты" обрели более спокойные и плавные формы. Несмотря на популярность и высокое качество "Вэлианта", "Плимут" и на сей раз была вынуждена довольствоваться четвертым местом по объему продаж, пропустив вперед модели "Рэмблер" (Rambler) концерна "Америкэн Моторс" (American Motors). В 1962 году на рынке появились последние модели, спроектированные Экснером для "Плимута": "Бельведер" (Belvedere), "Фьюри-Г, "Фьюри-И", "Фью-ри-Ш" и "Сателлит" (Satellit).

В 1964 году увидела свет модель спортивного характера "Барракуда" (Barracuda) с кузовом, имевшим покатую заднюю часть крыши, переходящую в крышку багажника. Через 3 года ее дизайн был существенно изменен. Машина оснэ'цалась наклонным 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3687 см3. В 1967 году программа "Плимута" состояла из 38 моделей, которые предлагались с большим количеством вариантов двигателей и кузовов. В семействах моделей так называемого промежуточного класса "Сателлит" и "Бельведер" появились модификации спортивного характера "GTX" и "Роуд Раннер" (Road Runner), которые могли оснащаться 7,2- и 7,0-литровыми моторами V8 мощностью 395 и 430 л.с.

В 1970 году серию "Бельведер" полностью заменили обновленные модели "Сателлит". Вершиной модельного ряда следующего года стал "Спорт Фьюри" (Sport Fury) с роскошной отделкой салона. В 1975 году, через два года после нефтяного кризиса, устаревшие и довольно "прожорливые" машины "Роуд Раннер", "Сателлит" и "Барракуда" пришлось исключить из программы, но "Фьюри" и далее предлагался в трех вариантах. Кризис дал жизнь более экономичному и компактному исполнению "Вэлиант". Вскоре новый "Волар" (Volare) вытеснил почти все модели "Фьюри", кроме самого престижного "Гран Фьюри" (Grand Fury). Среднеразмерный "Волар" с кузовом седан появился в 1976 году. С 1977 года он предлагался с 6- и 8-цилиндровыми моторами рабочим объемом 3,7-5,9 л мощностью 101-157 л.с.

В конце 70-х и начале 80-х годов от былой мощи моделей "Плимут" не осталось и следа. С 1978 года появилась малогабаритная переднеприводная модель "Хоризон" (Horison) с 1,7-литровым мотором мощностью 70 л.с., представлявшая собой американизированную версию французской "СИМКА-Крайслер Оризон" (SIMCA-Chrysler Horizon). Через четыре года на шасси "Хоризон" была создана спортивная модель "Туризмо" (Turismo).

В 1980-м появилось новое поколение компактных и тоже переднеприводных моделей "Рилаент" (Reliant), разработанных компанией "Крайслер". Они отличались небольшими 2-, 4- и 5-дверными кузовами длиной 4,48 м и 4-цилиндровыми моторами в 2,2 и 2,6л мощностью 97 и 102 л.с. Единственным относительно большим автомобилем в начале 80-х годов оставался "Гран Фьюри", имевший кузов седан длиной 5,23 м. Но в 1984-м мощность его 5,2-литрового мотора V8 составляла всего 132 л.с.

Для "Плимута" 80-е годы стали началом новой эры. Появились компактные и экономичные модели. В 1986-м было показано чуть меньшее чем "Рилаент", семейство моделей "Санденс" (Sundance). 1989 год был отмечен выпуском спортивного "Лазера" (Lazer), который собирался на американском заводе фирмы "Мицубиси" (Mitsubishi), однотипный с моделями "Эк-липс" (Eclipce) и "Эклейм" (Acclaim) "крайслеровской" разработки. Однако наиболее интересным событием 80-х годов стало появление первого и весьма популярного американского универсала повышенной вместимости (минивэна) семейства "Вояджер" (Vogager), однотипного с "Додж Караван" (Dodge Caravan).

В 90-е годы марка "Плимут" постепенно сдавала свои позиции на американском рынке более престижным моделям "Додж", которых в 1997-м было произведено в 3,5 раза больше, чем "плимутов". За 8 лет (с 1990 по 1997 гг.) гамма моделей "Плимут" сократилась с 7 до 3 семейств. Не в последнюю очередь это связано с тем, что концерн "Крайслер", следуя за покупательским спросом, переориентировался на производство так называемых легких грузовиков, доля которых, например, по итограм 1997 года превысила 70% от общего производства всех автомобилей.

В 1998-м программа "Плимут" включала малогабаритную 2- и 4-дверную модель "Неон" (Neon), чуть больший "Бриз" (Breeze) и уже известный "Вояджер". "Неон" и "Бриз" оснащены 2-литровыми 4-цилиндровыми моторами мощностью 133-152 л.с., а Вояджер - 4- и 6-цилиндровыми в 2,4-3,8 л мощностью 152-182 л.с.


Плимут Фьюри

ряд экспериментальных машин необычной внешности, которые экспонировались на различных американских автосалонах и привлекали огромное внимание посетителей.

В 1955 году Экснер представил очередной футуристический автомобиль "Флайт Суип", выделявшийся огромными задними стабилизаторами и размещенным на крышке багажника запасным колесом. Он понравился руководству концерна и его стилевые решения были использованы на многих моделях, в том числе и новинке 1957 года - семействе "Плимут Фьюри".

Перед гонкой в Дайтоне его спортивный 2-дверный вариант, оборудованный 300-сильным двигателем V8 рабочим объемом 5211 см3, на дистанции в 1 милю развил с хода 199,65 км/ч. В истории автомобилестроения "Фьюри" 1957 года запомнился своим стремительным обликом и ярко выраженными задними стабилизаторами, только входившими в автомобильную моду.

Плимут Фьюри
Плимут Фьюри

 

Плимут Фьюри (1957)
Двигатель: V8 верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 99,3 х 84,07 мм
Рабочий объем: 5211 см3
Мощность: 218 л.с. при 4400 об/мин
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая с полуавтоматическим сцеплением
Рама: сварная из лонжеронов коробчатого сечения
Подвеска: передняя независимая на поперечных рычагах и торсионах, цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
160 км/ч

Плимут Роуд Раннер

для спортивных целей. Этот мотор, в отличие от всех других американских агрегатов такого размера, имел газораспределительный механизм с V-образным расположением клапанов и полусферическими камерами сгорания, отчего получил обозначение "Хеми" (Hemi). Он развивал внушительную даже по сегодняшним меркам мощность "брутто" 430 л.с., что соответствовало мощности "нетто" в пределах 355-370 л.с. В 1968-м среди представителей "Бельведер" появилась 2-дверная комплектация "Роуд Раннер", которая по заказу комплектовалась двигателем "Хеми" и специальным вохдухозаборником для подачи в карбюраторы холодного атмосферного воздуха. Машина обладала высокими динамическими качествами - разгонялась с места до 96 км/ч менее чем за 6 с и легко развивала скорость до 215 км/ч. Спортивные модификации "Роуд Раннер" достигали скорости 260 км/ч.

Плимут Роуд Раннер
Плимут Роуд Раннер

 

Плимут Роуд Раннер (1968)
Двигатель: V8 верхнеклапанный
108 х 95,25 мм
Рабочий объем: 6974 см3
Мощность:
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая или автоматическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная из профилей коробчатого сечения
Подвеска:
Кузов: 2-дверный хардтоп
215 км/ч

В январе 1995 года на Детройтском автосалоне был показан новый легковой автомобиль отделения "Плимут" - переднеприводный "Бриз".

Новая машина заменила переднеприводный седан "Эклейм", выпускавшийся с 1989 года. "Бриз" конструктивно соответствует модели "Додж Эйвенджер" (Dodge Avenger), однако он оснащен поперечнорасположенным силовым агрегатом только с 2-литровым мотором. Причем для удешевления стоимости оснащается минимальным набором стандартного оборудования.

Однако машина отличается хорошими ходовыми качествами и довольно мощным двигателем, позволяющим разгоняться с механической коробкой передач с места до 96 км/ч за 10 с.

Плимут Бри
Плимут Бри

 

Двигатель: рядный 4-цилиндровый 16-клапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 87,5 х 83,0 мм
1996 см3
Мощность: 133 л.с. при 6000 об/мин
Коробка передач:
Подвеска: независимая рычажно-пружинная всех колес
Тормоза:
4-дверный 5-местный седан
Максимальная скорость: ограничена 175 км/ч


 Приглашаем посетить сайты 
Мордовцев Огарев Писемский Плещеев Полевой Н.А. Автомобили