СЕРПОЛЛЕ, ГАРДНЕР-СЕРПОЛЛЕ

(SERPOLLET, GARDNER-SERPOLLET) Париж, Франция, 1889-1907

Леон Серполле, с молодых лет увлеченный созданием паровых двигателей, в 1881 году оставил механическую мастерскую отца и переехал в Париж. Там он основал небольшую фирму и построил первый одноместный трехколесный паровой экипаж. Пробная поездка машины состоялась в 1887 году по узким улицам Монмартра. В 1889 году фирма "Пежо" (Peugeot) по ее образцу построила четыре трехколесные машины с паровым двигателем, одна из которых в том же году была показана на парижской Всемирной выставке. Однако интерес "Пежо" к паровым машинам длился недолго. Серполле же верил в успех своих экипажей. В 1890 году на одном из них он отправился в двухнедельный испытательный пробег из Парижа в Лион. В 1891 году Серполле построил более совершенный 4-местный паровой трицикл "4/6CV", а вскоре представил первый четырехколесный автомобиль.

В последние годы XIX века, по настойчивым требованиям кредиторов, Серполле конструировал и выпускал исключительно железнодорожные дрезины. В 1898 году он познакомился с богатым американцем Фрэнком Гарднером (Frank Gardner), который имел опыт создания автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Они основали совместное предприятие в Париже, где строили паровые машины под маркой "Гарднер-Серполле".

Леон Серполле сконструировал более экономичный и безопасный змеевиковый котел. В качестве топлива использовалась нефть, а не обычный кокс. Машина была проста и надежна, она легко и быстро запускалась. В начале XX века автомобили Тарднер-Серполле" внешне практически не отличались от бензиновых собратьев. В 1900 году Серполле показал легкую модель "5CV", а год спустя на рынке появились паровые автомобили типа "8CV", "9CV" и "12CV", обо-рудованые 4-цилиндровыми V-образными или горизонтальными паровыми машинами. В 1902 году была создана гоночная машина, за свою специфическую форму прозванная "Пасхальное яйцо", которая установила абсолютный рекорд скорости на суше - 120,8 км/ч.

К концу 1903 года программа "Гарднер-Серполле" пополнилась двумя новыми моделями "15CV" и "Симплекс" (Simplex) с 4-цилиндровыми еще более простыми в обслуживании паровыми установками. В 1904 году увидел свет усовершенствованный вариант "15CV", а также наиболее мощный автомобиль типа "40CV". В их силовых установках жидкое топливо подавалось и дозировалось автоматически. В 1906 году разработали модель "40CV" с 6-цилиндровой паровой машиной. К этому времени преимущество бензиновых двигателей стало очевидным, интерес к паровикам быстро снижался. Спустя год после скоропостижной смерти Серполле фирма прекратила свою деятельность.


Трицикл Серполле

Трицикл Серполле - одно из первых в мире самоходных транспортных средств индивидуального пользования. Его прообразом стал "Пежо-Серполле" 1889 года. Трицикл вмещал 3-4 человека. Публика впервые познакомилась с машиной в конце 1890 года. Ее 2-цилиндровый двигатель работал на угольном коксе, который хранился в двух находившихся по бокам котла бункерах и автоматически подавался в топку. Запаса топлива хватало на 30 км пробега, а воды - на 60 км. В 1891 году появился его четырехколесный вариант.

Трицикл Серполле 4/6CV
Трицикл Серполле 4/6CV

 

Трицикл Серполле 4/6CV (1891)
Двигатель: 2-цилиндровый паровой
Диаметр цилиндра и ход поршня: 60,3 х 90,4 мм
Рабочий объем: 4-6 л.с.
Коробка передач: механическая 2-ступенчатая
Рама: усиленная деревянная
Подвеска:
ленточные на задние колеса
Кузов: 4-местный
25 км/ч

Гарднер-Серполле 15CV

Последний и самый совершенный паровой автомобиль Серполле появился в 1904 году и внешне почти не отличался от экипажей с бензиновыми двигателями. Его оборудовали 4-цилиндровой горизонтальной паровой машиной, расположенной под задним сиденьем. Котел располагался спереди под капотом. Для подачи жидкого топлива в горелку, а воды - в котел, имелся еще один миниатюрный паровой мотор. На базе этого автомобиля в 1905 году построили более мощную машину "18CV".

Гарднер-Серполле 15CV
Гарднер-Серполле 15CV

 

Двигатель: паровой 4-цилиндровый горизонтальный
Рабочий объем: 15-18л.с.
непосредственный привод на продольный вал, соединенный с главной конической передачей
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
барабанные на задних колесах
открытый 5-местный типа дубль-фаэтон
Максимальная скорость:


 Приглашаем посетить сайты 
Американская литература Мода Спорт Пушкин Отели Автомобили