ШТАЙР

Вернуться в оглавление

(STEYR) Штайр, Австрия, 1920-

По окончании первой мировой войны крупнейшая в стране "Австрийская оружейная компания" из небольшого городка Штайр оказалась на грани разорения и решила переключиться на производство автомобилей. На должность главного конструктора пригласили Ганса Ледвинку (Hans Ledwinka), работавшего до того на фирме "Нессельсдорф" (Nesselsdorf). Немудрено, что первые машины марки "Штайр" напоминали довоенную продукцию "Нес-сельсдорфа". Например, при создании "Штайра-Н", поступившего на рынок в 1920 году, Ледвинка ориентировался на конструкцию "Нессельс-дорфа-U", разработанного им незадолго до войны. Автомобиль оборудовали 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3325 см3 с верхним распределительным валом. Вскоре выпустили "Тип-IV" с 4-цилиндровым мотором в 1814 см3 с боковыми клапанами.

В 1921 году Ледвинка перешел на свою прежнюю фирму, получившую новое название "Татра" (Tatra). Это не помешало "Штайру" в 1922 году выпустить "Тип-VI" с 6-цилиндровым мотором в 3325 см3. На его шасси изготовили один из немногих австрийских спортивных автомобилей начала 20-х годов "Штайр-VI Спорт" с 4-литровым двигателем мощностью 80 л.с. Вариант с увеличенным до 4890 см3 рабочим объемом мотора назвали "Клаузен Спорт" (Klausen Sport) - в память о блестящих победах гонщика Клаузена в горных гонках. Его гоночный вариант оборудовали 145-сильным двигателем. В 1926 году "Штайр" выпустила компактную машину "Тип-ХИ" с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом всего 1568 см3 мощностью 30 л.с. Верхний распределительный вал двигателя приводился цепной передачей, головка блока цилиндров была съемной, а коленчатый вал вращался на шариковых подшипниках.

Год спустя легендарный Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche), оставив свое место на фирме "Мерседес" (Mercedes), вернулся в Австрию и приступил к работе главного конструктора на "Штайре". Вскоре появился модернизированный "Штайр-VII". Первой моделью, полностью созданной Порше, стала "Тип-XVI", оснащенная двигателем рабочим объемом 5295 см3 с верхним распределительным валом, развивавшая максимальную скорость 120 км/ч. В 1929 году Порше представил "Штайр-ХХ" с верхнеклапанным 6-цилиндровым мотором в 2070 см3, а также роскошный автомобиль "Австрия" (Austria) с рядным 5,3-литровым 8-цилиндровым двигателем, который стал одним из наиболее интересных экспонатов Парижского автосалона, но так никогда и не выпускался серийно. Главной причиной тому были организационные перемены: к этому времени руководство "Штайра" пошло на сближение с другой автомобильной фирмой "Аустро-Даймлер" (Austro-Daimler). В результате вместо модели "Австрия" начали выпуск "Аустро-Даймлера" модели "ADR-8". Порше покинул фирму и основал собственное техническое консультационное бюро. Его последней работой для "Штайра" стала модель "XXX" с 6-цилиндровым верхнеклапанным двигателем из алюминиевого сплава в 2078 см3 мощностью 40 л.с. при 3600 об/мин.

В 1934 году фирмы "Штайр", "Аустро-Даймлер" и "Пух" (Puch) объединились в концерн "Штайр-Даймлер-Пух". После этого "Штайр" изменила свою политику и ориентировалась на более популярные и дешевые машины. Первым реальным результатом объединения стала популярная легкая модель "Штайр-100" с 4-цилиндро-вым двигателем объемом в 1385 см3. Ее варианты "120 Супер" и "125 Супер" оснащались 6-цилиндровыми моторами в 1990 и 2078 см3. В 1936 году появился "Штайр-200" с 4-цилиндровым нижнеклапанным 1,5-литровым двигателем, который через год на модели "220" заменили 6-цилиндровым 2,26-литровым верхнеклапанным мотором. Миниатюрный автомобиль "Штайр-55" с запоминающейся внешностью появился в 1938 году, сменив "Тип-50" с 4-цилиндровым оппозитным верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 984 см3. На новой машине рабочий объем мотора увеличили до 1158 см3. Кроме них в 30-е годы предлагались модели традиционной конструкции - "430", "530" и "630" с 6-цилиндровыми двигателями в 2078 и 2260 см3.

С 1949 года на заводе "Штайр" для австрийского рынка собирались некоторые автомобили компании ФИАТ (FIAT). В 1957 году началось производство микролитражной машины "Штайр-Пух 500" с оппозитным 2-цилиндровым двигателем рабочим объемом 493 см3, однотипной ФИАТ-500. В 50-е годы Эрих Ледвинка, сын Ганса Ледвинки, разработал легкий многоцелевой полнопривод-ный автомобиль "Хафлингер" (Haflinger), позднее замененный "Пинцгауэром" (Pinzgauer), который выпускается до сих пор. Основной продукцией завода в Штайре в настоящее время являются грузовые автомобили, но предприятие также производит системы привода всех колес для легковых автомобилей "ФИАТ Панда" (Panda), грузопассажирских "Фольксваген" (Volkswagen) и "Крайслер Вояджер" (Chrysler Voyager).

Штайр-100
Штайр-100

 

Штайр-100 (1934)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с боковыми клапанами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 70 х 90 мм
Рабочий объем: 1385 см3
Мощность: 32 л.с. при 3600 об/мин
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: несущая платформа из коробчатых профилей
Подвеска: независимая всех колес; передняя на поперечных рессорах, задняя на рычагах и четвертьэллиптических рессорах
Кузов: кабриолет или седан
Максимальная скорость: 100 км/ч


 Приглашаем посетить сайты 
Грин Хлебников Ходасевич Крылов Лесков Автомобили

© 2000- NIV