СПА

(SPA) Турин, Италия, 1906-1926

В 1906 году Маттео Чейрано (Matteo Ceirano) покинул созданную им же двумя годами ранее фирму "Итала" (Itala) и совместно с Микеле Ансальди (Michele Ansaldi) основал новую - "Пьемонтское автомобильное общество Ансальди-Чейрано" (Societa Piemontese Automobili Ansaldi-Ceirano, SPA) с капиталом в 1 миллион лир. В Баррьера ди Крочетта, близ Турина, на площади 12 гектаров началось строительство нового завода. В начале 1907 года на фирме уже работало 300 человек, собиравших около 300 машин в год.

Первые машины СПА типа "28/40НР" и "60/70НР" представили еще в 1906 году до окончания строительства завода. На них установили 4- и 6-цилиндровые двигатели с боковыми клапанами рабочим объемом соответственно 7785 и 11677 см3, а также карданную передачу. Автомобили предлагались со стандартной (3100 мм) и удлиненной базой (3300 мм). Среди итальянских машин они выделялись высоким качеством, что сказалось на стоимости: только одно шасси стоило около 26 тысяч лир. Естественно, в 1907 году, когда Италию потряс экономический кризис,особого спроса они не имели.

В 1907 году СПА присоединила к себе небольшую фирму ФЛАГ (FLAG). Спустя год финансовая ситуация значительно улучшилась. Правление компании переехало в Геную, но производство осталось в Баррьера ди Крочетта. Достаточно устойчивое положение позволило создать отдел проектирования авиационных двигателей. В основе их конструкции лежали идеи инженера Аристида Фаччиоли (Aristide Faccioli), разработавшего впоследствии двигатель типа "А-6". Этот агрегат во время первой мировой войны устанавливался на самолеты СВА (SVA). Специалисты авиационного отделения занимались форсиров-кой двигателей. Мощные моторы предназначались для гоночных автомобилей, успешно выступавших в ряде соревнований.. Например, в 1908 году автомобиль "СПА-28/40НР" успешно преодолел расстояние от Турина до Санкт-Петербурга, а потом участвовал в гонке Петербург-Москва, где занял второе место. Год спустя барон Чуппа на модели "28/40НР" выиграл гонку "Тарга Флорио". На такой же машине Леонино да Дзара побил рекорд скорости на дистанции в 1 милю.

В 1909 году была представлена модель "10/12НР" с 15-сильным двухцилиндровым двигателем рабочим объемом 1727 см3 и 3-сту-пенчатой коробкой передач -самая компактная машина, когда-либо построенная на фирме СПА. Год спустя появилась модель "25/ЗОНР" с 4-цилиндровым мотором в 4398 см3 мощностью 30 л.с., которая выпускалась до 1916 года. В годы войны СПА изготовляла грузовики и авиационные двигатели.

Незадолго до войны, руководящий состав СПА изменился: в 1911 году ушел в отставку Микеле Ансальди, через 4 года за ним последовал Маттео Чейрано. По окончании войны СПА вновь приступила к производству легковых автомобилей. Фирма сосредоточилась на выпуске моделей "14/16НР" (1847 см3, 20 л.с.) и "25/ЗОНР".

13 февраля 1923 года правление СПА вернулось в Турин. С этого момента начался наиболее известный, но очень короткий период в истории фирмы. Тогда были разработаны удачные спортивные машины. СПА-23 оборудовали 4-цилиндро-вым двигателем рабочим объемом 2774 см3 мощностью 50 л.с. Легковой "Типо-24" и его спортивный вариант "24S" оснащались 6-ци-линдровым мотором в 4426 см3 с двумя верхними распределительными валами, 4 клапанами на цилиндр и двойным зажиганием. СПА-25 с 4-цилиндровым 40-сильным мотором в 4398 см3 стал последним автомобилем, который фирма построила самостоятельно. Вскоре большинство ее акций перешло к машиностроительному предприятию Джованни Ансальдо (Giovanni Ansaldo). Новый хозяин отказался от автомобильного производства.

бомбардировкам 18 и 20 ноября 1942 года. После войны СПА (до 1947 года) изготовляла грузовые автомобили.

СПА-24 S
СПА-24 S

 

СПА-245 (1922)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный
85 х 130 мм
Рабочий объем: 4426 см3
Мощность:
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска:
Тормоза: барабанные всех колес
открытый 2- или 4-местный
125 км/ч


 Приглашаем посетить сайты 
Одоевский Античная литература Средние века Барокко Просвещение Автомобили