СТАНДАРД

Вернуться в оглавление

(STANDARD) Ковентри/Кэнли, Великобритания, 1903-1963

СТАНДАРД

В 1903 году молодой инженер-строитель Реджинальд Уолтер Модели (Redginald Walter Maudsley) основал в Ковентри автомобильную фирму "Стандард". Пост главного конструктора получил Алекс Крейг (Alex Craig), работавший ранее на фирмах "Зингер" (Singer) и "Ли-Фрэнсис" (Lea-Francis). В те времена название фирмы "Стандард" имело стратегическое значение. Оно подчеркивало, что при производстве автомобилей используются уже опробованные агрегаты и узлы, а также, что большинство технических компонентов являются стандартизированными и взаимозаменяемыми.

Первенцем новой компании стал легкий автомобиль "6НР" с одноцилиндровым однолитровым мотором. В 1905 году "Стандард" выпустила модель "18/24НР" с 6-цилиндровым 4,7-литровым двигателем, которая осенью того же года на Лондонском автосалоне вызвала огромный интерес. От покупателей не было отбоя, и фирме "Стандард" пришлось срочно увеличивать производственные мощности. В марте 1906 года родилась модель "24/ЗОНР" с 6-цилиндровым 5,2-литровым мотором. Одновременно на рынок поступил наиболее мощный и комфортабельный вариант "50НР", 6-цилиндровый двигатель которого имел рабочий объем 11734 см3.

Первый легкий "Стандард-12НР" серийного производства представили в 1910 году. На нем устанавливали 4-ци-линдровый двигатель в 1656 см3 и главную передачу с передаточным числом 6,5, что ограничивало максимальную скорость до 40 км/ч. Огромный успех сопутствовал дешевой и легкой машине "Рил" (Rhyl) типа "9,5НР", представленной в 1913 году.

Во время войны "Стандард" выпускала военное снаряжение и боеприпасы. В Кэнли построили второй завод, на котором изготовлялись самолеты-разведчики. После войны в продажу поступил автомобиль "SLS", улучшенный вариант "Рила". Его, в свою очередь, в 1920 году заменили моделью "11,6НР", или "SLO". Чтобы остановить быстрое падение сбыта в 1927 году фирма выпустила модель "18/36НР" с 2,2-литровым 6-цилиндровым двигателем, однако она не привела к желанному результату. После этого все надежды были связаны с легкой моделью "9НР", или "Наин" (Nine), которая отличалась обивкой из искусственной кожи и червячной главной передачей.

В 1929 году программа "Стандард" включала три модели: "Биг Наин" (Big Nine) с 4-цилиндровым мотором в 1287 см3, а также "16НР" и "20НР" с 6-цилиндровыми двигателями. Три года спустя появился уменьшенный вариант "Наина" - "Литтл Наин" (Little Nine) с мотором в 1006 см3. В 1933 году программу дополнили модели "Литтл Туэлв" (Little Twelve) и "Биг Туэлв" (Big Twelve) с 6-цилиндровыми двигателями малого рабочего объема (1337 и 1497 см3), которые предлагались с коробками передач "Уилсон" (Wilson), оснащенными электрическим механизмом переключения. В 1934 году выпустили "Стандард Тен" (Теп), а в 1936 году приступили к производству популярной серии "Флайинг" (Flying) в вариантах "9НР", "12НР", "16НР" и "20НР" с более обтекаемыми кузовами. В 1937 году увидели свет вариант "14НР", а так-же модель с 2,7-литровым двигателем V8, производство которой быстро прекратили (изготовили около 200 экземпляров). В 1938 году "Стандард" предложила 3 новые модели - "Эйт" (Eight), "Супер Тен" и "Туэлв" с передней независимой подвеской на поперечной рессоре. Перед войной автомобили пользовались большим успехом.

Во время второй мировой войны "Стандард" строила самолеты, бронеавтомобили и армейские грузовики. В результате заводы фирмы стали объектами налетов германской авиации и сильно пострадали. В 1944 году "Стандард" объединилась с фирмой "Триумф" (Triumph). Вскоре на заводе в Кэнли возобновился выпуск довоенных моделей, а также машин "Триумф". Первым новым автомобилем послевоенного периода стал "Вэн-гард" (Vanguard), представленный в 1947 году. Его главной особенностью стал 4-дверный кузов понтонного типа, очень похожий на тот, что устанавливался на советской "Победе", появившейся годом ранее. В 1952 году внешность этого автомобиля была сильно изменена, а покатая задняя часть кузова уступила место классическому багажному отсеку. До 1956 года "Вэнгард" пережил еще две косметические операции.

В конце 1953 года "Стандард" представила небольшой автомобиль "Эйт" с двигателем рабочим объемом всего 803 см3. За ним последовал более мощный и очень похожий на предшественника "Тен" с мотором в 948 см3. Эти двигатели и независимая подвеска в 1959 году использовались на модели "Геральд" (Herald) с рамным шасси фирмы "Триумф".

В 1961 году компания "Лейланд Моторс" (Leyland Motors) приобрела группу "Стандард-Триумф". Марку "Стандард" получили популярные машины малого и среднего классов. Последней продукцией "Стандард" стали легковые автомобили "Энсайн" (Ensign) с 4-цилиндровым 2,1-литровым двигателем и "Вэнгард Сикс", оборудованные 2-литровым 6-цилиндровым мотором. С мая 1963 года марка "Стандард" не использовалась.


Стандард Рил

Легкий "Стандард Рил" дебютировал в марте 1913 года. Он обладал многими качествами, характерными для машин более высокого класса.

"Рил" имел амортизаторы не только на задней оси, но и на передней, что обеспечивало ему более высокую плавность езды и устойчивость. Позднее мощность двигателя повысили с 9,5 до 15 л.с. Машина развивала максимальную скорость 70 км/ч.

Стандард Рил
Стандард Рил

 

Стандард Рил (1916)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с боковыми клапанами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 62 х 90 мм
Рабочий объем: 1087 см3
Мощность: 15 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задних колесах
Кузов: открытый 2-местный
Максимальная скорость: 70 км/ч

Стандард Наин

В конце 20-х годов фирма "Стандард", обеспокоенная уменьшением спроса на свои автомобили, приняла решение выпустить недорогую модель "Наин". Ее первый вариант с 4-цилиндровым мотором рабочим объемом 1159 см3 появился в 1928 году. За ним в 1928-1933 годах последовали исполнения "Литтл Наин" и "Биг Наин", рабочий объем двигателей которых составлял 1006 и 1287 см3. Эти седаны с неброской внешностью быстро получили признание небогатых англичан. На базе "Наин", "Литтл Наин" и "Биг Наин" изготовлялись небольшими партиями специальные серии автомобилей. Все они имели классическую конструкцию, но не всегда отличались высоким качеством: сцепление включалось слишком резко, рулевое управление было неточным, а подвеска очень мягкой. Малолитражный "Наин" развивал максимальную скорость 80-85 км/ч и обладал невысоким расходом топлива - около 7,2 л на 100 км.

Стандард Наин
Стандард Наин

 

Стандард Биг Наин (1930)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с боковыми клапанами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 63,5 х 102 мм
Рабочий объем: 1287 см3
Мощность: 25,5 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: седан или кабриолет
Максимальная скорость: 82 км/ч

Стандард Вэнгард

В 1947 году производство компании "Стандард" сосредоточилось на единственной модели "Вэнгард" - 4-дверном седане понтонного типа с покатой крышей. Считается, форму кузова заимствовали у американского "Плимута" (Plymouth) образца 1942 года. Первый вариант "Вэнгард" оборудовали 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1776 см3, который позднее увеличили до 2088 см3. Моторы этого типа устанавливались затем на престижных британских спортивных автомобилях, в том числе на машинах "Триумф-2000". "Вэнгард" имел большой успех не только в Англии, ной на рынках США и Австралии. Позднее по лицензии он производился в Индии, Бельгии и Швейцарии.

В 1951 году на базе "Вэн-гарда" выпустили универсал, а в 1953 году его "эпохальный" кузов подвергся изменениям: капот стал более плоским, решетка радиатора получила новый рисунок, площадь заднего стекла увеличили. В 1954 году последовал "Вэнгард-IID" с мотором в 2092 см3 и измененной формой задней части кузова с традиционным багажником. В 1956 году выпустили "Вэнгард-Ш" с совершенно иным кузовом, а год спустя родился спортивный вариант "Спортсмен" (Sportsman). В 1958 году "Стандард" заказала известной туринской фирме "Виньяле" (Vignale) новую одежду для "Вэнгарда". Так появился "Вэнгард Виньяле". В 1962 году, за несколько месяцев до исчезновения марки "Стандард", эта модель стала оснащаться 6-цилиндровым двигателем в 1998 см3.

Стандард Вэнгард
Стандард Вэнгард

 

Стандард Вэнгард (1950)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 85 х 92 мм
Рабочий объем: 2088 см3
Мощность: 68 л.с. при 4200 об/мин
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая подвеска на поперечных рычагах и пружинах, цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах
Кузов: несущий 4-дверный седан
Максимальная скорость: 120 км/ч


 Приглашаем посетить сайты 
Пастернак Куприн Набоков Некрасов Толстой Автомобили

© 2000- NIV