СТУДЕБЕКЕР

Вернуться в оглавление

(STUDEBAKER) Саус Бенд, США, 1902-1964

СТУДЕБЕКЕР

В начале XX века семейная компания "Студебеккер" изготовляла конные экипажи. Затем выпускала детали для шасси легковых машин. Это послужило стимулом для перехода на изготовление собственных автомобилей при сохранении производства гужевых повозок (их выпуск завершился только в 1921 году). Первые 20 самоходных экипажей с электроприводом "Студебеккер" построила в 1902 году. В 1904 году фирма представила свою первую модель с двигателем внутреннего сгорания. Это был традиционный для тех лет автомобиль на высоких колесах с 2-цилиндровым горизонтальным мотором, замененным в 1905 году на 4-цилиндровый.

Некоторое время спустя "Студебеккер" приобрела права у фирмы "Эверит-Метцгер-Флэндерс" (Everitt-Metzger-Flanders, сокращенно EMF) на продажу дешевых грузовиков, которые в 1908 году поступили на рынок под марками EMF и "Флэндерс". В 1910 году фирмы EFM и "Студебеккер" создали совместное предприятие "Студебеккер Корпорейшн" по выпуску легковых машин, часть из которых поставлялась компании "Гарфорд" (Garford). В 1912 году "Студебеккер" выпустила легковой автомобиль собственной разработки модели "АА", который оснащался коробкой передач, сблокированной с задним мостом. Затем последовали модели с 4- и 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом 3146 и 4736 см3. По совету президента фирмы Альберта Эрскайна (Albert Erskine) 4-цилиндровые моторы в 1920 году заменили новым 6-цилиндровым 3,4-литровым агрегатом "Лайт Сикс" (Light Six), созданным новым главным конструктором Фредом Зедером (Fred Zeder). Кроме стандартной модели "Спешиэл Сикс" (Special Six) фирма предлагала более мощную машину "Биг Сикс" (Big Six) с двигателем в 5810 см3. Они оставались в производстве до конца 20-х годов.

В 1925 году "Студебеккер" добилась рекордного объема производства автомобилей - 107 тысяч экземпляров. Это позволило фирме предложить в 1927 году новую серию недорогих автомобилей семейства "Эрскайн" (Erskine), а год спустя приобрести компанию "Пирс-Эрроу" (Pierce-Arrow), находившуюся на грани краха. В 1928 году новый шеф конструкторского отдела Барни Рус (Barney Roos) создал 8-цилиндровый двигатель для представительского автомобиля "Президент" (Presi-dent). С этого времени все машины с 6-цилиндровыми моторами получили названия "Диктатор" (Dictator) и "Коммандер" (Commander), а через год и они стали оснащаться 8-цилиндровыми силовыми агрегатами. Тогда же автомобили "Студебеккер" участвовали в престижных 500-мильных гонках в Индианаполисе. Лучшего результата фирма добилась в 1932 году, когда три из пяти заявленных машин заняли третье, шестое и тринадцатое места.

Экономический кризис не сразу отразился на деятельности "Студебеккер", хотя объемы сбыта сократились. В 1932 году продажи упали до минимума, фирма обанкротилась и все ее имущество продали с аукциона. Новые владельцы предоставили независимость компании "Пирс-Эрроу", исключили из программы роскошный "Президент" и пополнили гамму двумя новыми моделями с 6-цилиндровыми двигателями, которые ранее использовались на популярной и недорогой машине "Рокни" (Rockne). К 1935 году благодаря выдающимся способностям очередных президентов Пола Хофмана (Paul Hoffman) и Гарольда Вэнса (Harold Vance) положение стабилизировалось, и продукция "Студебеккер" вновь стала конкурентоспособной.

Стремясь придать своим машинам индивидуальный облик и особую элегантность, фирма пригласила в качестве консультанта известного стилиста Раймонда Леви (Raymond Loewy). В 1938 году появился привлекательный легковой "Чемпион" (Champion) с 6-цилиндровым двигателем в 2687 см3. Этот сравнительно небольшой для американского рынка автомобиль позволил поднять объем продаж до 100 тысяч машин в год.

Во время второй мировой войны "Студебеккер" выпускала армейские грузовики типа "US-6", поступавшие в основном на восточный фронт.

По окончании войны "Студебеккер" стала первой в стране автомобильной компанией, освоившей производство легковых автомобилей с кузовами нового стиля. В мае 1946 года фирма представила новые серии моделей "Чемпион", "Коммандер" и "Ленд Крузер" (Land Cruiser) с 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом 2786 и 3704 см3. Форму их кузовов разработал Р. Леви. Новый стиль подвергся резкой критике, что не способствовало росту сбыта. Тем не менее в 1949 году Раймонд Леви предложил еще более революционные формы с выступающими вперед фарами и круглым воздухозаборником по центру передней облицовки. Новые автомобили имели автоматическую коробку передач и переднюю независимую подвеску. Несмотря на критику специалистов объем производства в 1949 году увеличился до 200 тысяч единиц, в 1950-м - до 268 тысяч экземпляров. В 1951 году появился первый "Студебеккер" с двигателем V8 объемом 3802 см3, получивший более скромный кузов. Спустя два года программа дополнилась малопривлекательными 2- и 4-дверными седанами, а также купе "Старлайнер" (Starliner). Они не способствовали увеличению продаж и процветанию компании.

В попытке выйти из кризиса руководство "Студебеккер" решило в 1954 году приобрести компанию "Паккард" (Packard), создав тем самым базу для производства машин разных классов. Обе фирмы имели давние традиции и различные программы: "Паккард" выпускала дорогие роскошные машины, а "Студебеккер" - дешевые модели. В итоге рентабельная до того времени компания "Паккард" тоже оказалась в кризисном положении. Ситуация еще более усугубилась в 1955 году, когда "Студебеккер" в очередной раз ошиблась в выборе стиля новых машин. В 1956 году Леви разработал более современный и удачный стиль оформления кузовов. Спортивные машины "Хоук" (Hawk) с 6-цилиндровым мотором в 3032 см3, "Пауэр Хоук" (Power Hawk) и "Скай Хоук" (Sky Hawk) с двигателями V8 в 3671 и 4244 см3, а также "Голден Хоук" (Golden Hawk) с 5,8-литровым мотором "Паккард" V8 получили хорошие отзывы. К сожалению, им не удалось остановить падение продаж. Экономичный седан "Скотсмен" (Scotsman) с 6-цилиндровым двигателем также не смог улучшить ситуацию.

В 1956 году группа "Студебеккер-Паккард" заключила соглашение с авиационной компанией "Кертисс-Райт" (Curtiss-Wright) о продаже завода "Паккард" вместе с его испытательным полигоном, что привело к фактическому прекращению производства машин этой марки. Одновременно объем производства на главном предприятии в Саус-Бенде сократился. В 1959 году "Студебеккер" представила два новых автомобиля - роскошный спортивный "Сильвер Хоук" (Silver Hawk) с двигателем V8 в 4736 см3 и небольшой седан "Ларк" (Lark), который немного приостановил падение фирмы. К сожалению, эта удача стала временной, через год объем продаж опять упал.

В 1962 году "Студебеккер" выпустила длиннобазный вариант "Ларк" и новый спортивный автомобиль "Аванти" (Avanti) достаточно оригинальной внешности. Он оснащался мотором V8 рабочим объемом 4736 см3 и кузовом из стеклопластика, спроектированный Раймондом Леви. Крупные вложения в разработку и внедрение в производство новых моделей не способствовали улучшению финансового положения компании. Избранный в 1963 году новый президент Байере Барлингейм (Byers Burlingame) пришел к заключению, что "Студебеккер" должна признать свое поражение и отказаться от выпуска автомобилей. Через год производство перевели из США в Канаду. Модели "Студебеккер" предлагались до 1966 года с двигателями "Шевроле" (Chevrolet).


Студебеккер Коммандер

Появившийся в 1938 году "Коммандер" стал первым автомобилем серийного производства с установкой для кондиционирования воздуха. Кроме того, его оборудовали обогревателем лобового стекла и дополнительной передачей в трансмиссии, получившей название "овердрайв". Она включалась автоматически на достаточно высокой скорости и позволяла снизить расход топлива, а также уровень шума в салоне при движении на больших скоростях. Рычаг переключения передач располагался на рулевой колонке, что позволяло разместиться на переднем сиденье водителю и двум пассажирам. "Коммандер" имел независимую подвеску передних колес и обладал хорошей устойчивостью на дороге. Впрочем, некоторые из его конкурентов обеспечивали более высокий комфорт и внешне выглядели привлекательнее.

Студебеккер Коммандер
Студебеккер Коммандер

 

Студебеккер Коммандер (1939)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый нижнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 84,1 х 111,1 мм
Рабочий объем: 3704 см3
Мощность: 70 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная с Х-образной поперечиной
Подвеска: передняя независимая на поперечной рессоре, цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах
Кузов: 6-местный седан
Максимальная скорость: 130 км/ч

Студебеккер Аванти

В середине 1962 года "Студебеккер" объявила о выпуске спортивного купе "Аванти". Раймонд Леви разработал оригинальный низкий кузов с угловатой передней частью, с двумя круглыми фарами и узкими подфарниками, а также коротким задком. "Аванти"обладал хорошими скоростными качествами и достаточно высокой для своего времени пассивной безопасностью. Массивная панель приборов с глубоко утопленными циферблатами была покрыта мягким материалом. Щиток подсвечивался маленькими красными лампочками, которые благоприятно действовали на зрение водителя с наступлением темноты. В заднюю часть кузова из стеклопластика была вмонтирована прочная стальная дуга безопасности, предохранявшая пассажиров при переворачивании автомобиля.

В 1965 году, когда крах "Студебеккер" стал очевидным, Натан Альтман (Nathan , Altman), бывший дилер фирмы в Саус-Бенде, приобрел права на производство "Аванти" и основал компанию "Аванти Мотор Корпорейшн" (Avanti Motor Corporation), Сборка "Аванти" началась в одном из цехов "Студебеккер". В 1982 году фирма сменила владельца, но продолжала выпускать модель по отдельным заказам.

Студебеккер Аванти
Студебеккер Аванти

 

Студебеккер Аванти (1982)
Двигатель: V8 верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 90,4x91,9 мм
Рабочий объем: 4736 см3
Мощность: 200 л.с.
Коробка передач: автоматическая 3-ступенчатая
Рама: штампованная несущая
Подвеска: передняя независимая на поперечных рычагах и пружинах, цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах
Тормоза: передние дисковые, задние барабанные
Кузов: купе из стеклопластика
Максимальная скорость: 210 км/ч


 Приглашаем посетить сайты 
Некрасов Толстой Тургенев Web Высоцкий Автомобили

© 2000- NIV