СТУТЦ

В начало сайта

(STUTZ) Индианаполис, США, 1911-1935

Гарри Стутц (Harry Stutz) начинал с проектирования гоночных автомобилей на базе моделей фирмы "Идеал" (Ideal). В 1911 году он основал собственную компанию, которая через три года заявила о себе, выпустив быстроходный автомобиль "Беаркэт" (Bearcat) с минимальным оснащением: у него были лишь капот, два сиденья, крылья и бачок для бензина; кузов отсутствовал. Недорогой "Беаркэт" очень быстро завоевал популярность. Гоночные исполнения оборудовались форсированными моторами "Висконсин" (Wisconsin) повышенной мощности. Славу "Беаркэта" приумножили победы фирменной команды гонщиков, прозванной "белым эскадроном".

В 1919 году Гарри Стутц покинул основанную им "Стутц Мотор Кар" (Stutz Motor Car) и посвятил себя созданию автомобилей высшего класса, которые продавались под маркой HCS. При проектировании кузовов своих машин он ориентировался на известные в то время автомобили "Испано-Сюиза" (Hispano-Suiza), но рынок остался к его творениям равнодушным. В то время стальной магнат Чарльз Шваб (Charles Schwab) взял фирму "Стутц" под свой контроль и начал выпуск новых легковых автомобилей с 4- и 6-цилиндровыми моторами. Однако больших успехов в производстве автомобилей Шваб не добился и в 1925-м уступил фирму Фредерику Московичу (Frederick Moskovics). Тот пригласил на работу бельгийского конструктора Поля Бастьена (Paul Bastien), ранее работавшего на фирме "Металлюр-жик" (Metallurgique).

Бастьен разработал автомобиль под названием "Вертикал Эйт-АА" (Vertical Eight), оборудованный рядным 8-цилиндровым 92-сильным двигателем с двойным зажиганием. В 1928 году появилась обновленная серия моделей "ВВ", которую заменили более известные машины типа "М", выпускавшиеся до 1931 года. В 1928 году Фрэнк Локхарт (Frank Lockhart) на небольшой гоночной машине "Блэк Хоук" (Black Hawk) с двигателем рабочим объемом всего 3,1 л и специальным кузовом установил абсолютный рекорд скорости в 362 км/ч. К несчастью, в одном из заездов Локхарт погиб. В 1928 году гонщики Блох и Бриссон на машине "Блэк Хоук Спидстер" (Black Hawk Speedster) заняли второе место в 24-часовых состязаниях в Ле Мане, пропустив вперед 4,5-литровый "Бентли" (Bentley).

В 1931 году на рынок поступила экономичная машина "Стутц-LA" с 6-цилиндровым мотором, но уже через год за нею последовал дорогой и мощный автомобиль "DV-32" с 8-цилиндровым 32-клапанным 156-сильным двигателем с двумя верхними распределительными валами, способный развивать максимальную скорость 160 км/ч. Он также получил название "Беаркэт". Это была последняя разработка фирмы. В 1935 году "Стутц" прекратила производство легковых автомобилей, но до 1938 года собирала небольшие фургоны "Пэк-Эйдж-Кар" (Pak-Age-Car). В техническом отношении это была интересная модель с задним расположением двигателя и независимой подвеской колес, права на производство которой были проданы фирме "ДаймондТ" (Daimond Т).

В последующие годы энтузиасты не раз пытались возродить марку "Стутц". Например, в 70-80-е годы в США существовала небольшая фирма "Стутц", предлагавшая автомобили высшего класса "Блэк Хоук" на шасси "Понтиака" (Pontiac) с двигателями V8 рабочим объемом 5,0-8,2 л.


Стутц Беаркэт

Серия "Стутц-Е" появилась в 1914 году вскоре после блестящей победы Джилла Андерсона в одной из гонок национального первенства, в которой дистанцию в 300 миль (480 км) он прошел со средней скоростью 114,9 км/ч. Автомобили серии "Е" предлагались с 4- и 6-цилиндровыми двигателями и оснащались разными вариантами кузовов. Среди них была спортивная модель "4Е" с 4-цилиндровым двигателем, носившая имя "Беаркэт". Кроме широкого применения алюминиевых деталей, особенностью ее трансмиссии стала схема "трансэксл", где коробка передач монтировалась в одном блоке с главной передачей. В отличие от предыдущих моделей вместо сложного многодискового сцепления "Беаркэт" имел простую конусную конструкцию.

Столь же простым был и его кузов, состоявший лишь из капота, удлиненных крыльев, двух сидений и расположенного за ними топливного бака. Внешне автомобиль копировал популярный двухместный "Мерсер Рей-сэбоут" (Mercer Raceabout), поэтому между владельцами обеих фирм возникла конфликтная ситуация, разрешившаяся, правда, миром. Один клиент, недовольный показателями "Беаркэта", вернул его с жалобой, что несмотря на больший объем мотора, он не может перегнать "Мерсер". "Стутц", желая продемонстрировать высокие скоростные качества своего автомобиля, устроила трансамериканский пробег. Гонщик Кэннонболл Смит пересек на "Беаркэте" американский континент за 11 дней 7 часов и 30 минут, установив новый рекорд. В другом соревновании за 24 часа Смит покрыл расстояние в 953 км. При этом у "Беаркэта" ни разу не возникли сколь-нибудь значительные механические неполадки. Единственной серьезной неисправностью стало ослабление крепления амортизатора.

Последней машиной, которую создали на шасси "Беаркэта" (1924 год), была "Спидуэй Сикс" (Speedway Six) с 4,7-литровым двигателем. В начале 30-х годов появился новый "Беаркэт DV-32", разумеется, имевший уже мало общего с первенцем 1914 года.

Стутц Беаркэт
Стутц Беаркэт

 

Стутц Беаркэт-4Е (1914)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с боковыми клапанами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 120,1 х 139,7 мм
Рабочий объем: 6388 см3
Мощность: 60 л.с. при 1500 об/мин
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задних колесах
Максимальная скорость: 130 км/ч

Стутц Вертикал Эйт

В 1926 году Поль Бастьен разработал интересный автомобиль "Стутц-АА", известный как "Вертикал Эйт", получивший также название "Сэфити Стутц" (Safety Stutz) - "Безопасный Стутц". Его оборудовали тормозами на всех колесах с гидроприводом и безопасными стеклами с проволочной арматурой, централизованной системой смазки шасси и главной червячной передачей. Первый вариант рядного 8-цилиндрового двигателя был уже достаточно мощным, тем не менее в 1928 году на варианте "ВВ" установили мотор увеличенного до 5277 см3 рабочего объема.

В том же году изготовленный на его базе спортивный "Блэк Хоук Спидстер" участвовал в 24-часовой гонке в Ле Мане и занял второе место, уступив экипажу Барнато/Рубин на "Бентли". В 1929, 1930 и 1931 годах "Стутц" вновь принимал участие в соревнованиях в Ле Мане, однако сенсационное достижение 1928 года повторить не удалось. В 1931 году новый "Спидстер" получил вакуумный усилитель тормозов, а также особое блокировочное устройство, препятствующее скатыванию автомобиля при стоянке на подъеме.

Стутц Вертикал Эйт-ВВ
Стутц Вертикал Эйт-ВВ

 

Стутц Вертикал Эйт (1928)
Двигатель: рядный 8-цилиндровый с верхним распределительным валом
Диаметр цилиндра и ход поршня: 85,7 х 114,3 мм
Рабочий объем: 5277 см3
Мощность: 115 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: открытое торпедо, седан или купе
Максимальная скорость: 135 км/ч


 Приглашаем посетить сайты 
Чарушин Литература 20 век Культура Иностранная литература Американская литература Автомобили

© 2000- NIV