TATPA

В начало сайта

(TATRA) Копршивнице, Чешская республика/ЧССР/Чехия, 1921-

TATPA

В 1853 году в городке Нес-сельсдорф в восточной Моравии, относившейся тогда к Австро-Венгрии, открылась экипажная мастерская Игна-цаШусталы (Ignac Schustala). В 1895 году она была преобразована в "Нессельсдорфскую вагонную фабрику" (Nesselsdorfer Wagenbau Fabriks), сокращенно NW. Здесь в 1897 году был собран первый в Центральной Европе самоходный экипаж "Президент" (President). Эта довольно большая 5-местная машина с горизонтальным 2-цилиндровым двигателем заднего расположения рабочим объемом 2714 см3 мощностью 6,6 л.с. была выполнена по образцу автомобилей германской фирмы "Бенц" (Benz). В ее создании принимал участие известный в будущем автоконструктор Ганс Ледвинка (Hans Ledwinka), родившийся в 1878 году в Клостернойбурге, близ Вены.

В дальнейшем на заводе в Нессельсдорфе началось производство различных автомобилей марки NW. В 1899 году был выпущен "Метеор" (Meteor) - модернизированный вариант "Президента", за которым последовали схожие по конструкции самоходные экипажи "Нессельсдорф" (Nesselsdorf), "Вена" (Wien), "Бергштайгер" (Bergsteiger), "Ферзухер" (Versucher), "Ау-хоф" (Auhof) и многие другие. В 1900 году выпустили двухместный гоночный автомобиль с двигателем в 4250 см3 мощностью 12 л.с., на котором барон фон Либиг (von Liebig) выиграл гонку под Ниццей. В 1901 году 23-летний Ледвинка стал главным конструктором автомобильного отдела. Он взялся за обновление устаревшей гаммы, поначалу представив легковой автомобиль типа "NW-B" с двигателем, по-прежнему расположенным горизонтально под задними сиденьями. Через год появилась модель "С" с 4-цилиндровым мотором. В 1902-1905 годах Ледвинка работал на Венском заводе паровых машин. Вернувшись в 1906 году в Нессельсдорф, он разработал автомобиль высшего класса "NW-J" классической компоновки с двигателем в 5878 см3 переднего расположения. Постепенно фирма NW перешла на выпуск престижных легковых машин, однако объемы их производства оставались невысокими. В 1910 году Ледвинка разработал спортивную машину "NW-S" с 3,3-литровым 4-цилиндровым двигателем мощностью 30 л.с., оснащенным верхним распределительным валом. В 1914 году увидел свет представительский автомобиль "NW-T" с мотором мощностью 45 л.с. Последней легковой машиной NW в 1915 году стала модель "U" с 6-цилиндровым 65-сильным мотором в 5340 см3. В 1916 году Ледвинка перешел на фирму "Штайр" (Steyr).

Когда в 1921 году Ледвинка вновь вернулся на родину, Моравия вошла в состав Чешской Республики; городок Нессельсдорф стал называться Копршивнице, а завод -"Татра". Первый автомобиль "Татра-10" 1921 года был аналогичен довоенному "NW-U". В 1923-м Ледвинка разработал один из самых известных своих автомобилей "Татра-11" с 2-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения и хребтовой трубчатой рамой. В 1926 году его заменила более совершенная "Татра-12". В том же году на схожей с ними по конструкции "Татре-30" устанавливали 4-цилинд-ровый оппозитный мотор воздушного охлаждения рабочим объемом 1679 см3, который также применялся на оригинальном 6-колесном автомобиле "Татра-26/30". Гамму представительских машин в 1926 году открыла "Татра-31" с рядным 6-цилиндровым 2,3-литровым мотором водяного охлаждения.

В начале 30-х годов появилась "Татра-57" с трубчатой рамой и 4-цилиндровым мотором в 1155 см3, имевшая неплохой спрос. На ее базе создали модель "Т-75" с двигателем увеличенного до 1690 см3 рабочего объема. Гамму машин высшего класса продолжили "Т-70" с 6-цилиндровым мотором водяного охлаждения в 3868 см3 и роскошная "Татра-80" с 6-литровым двигателем V12 в 100 л.с. В 1931 году в продажу поступил легкий автомобиль с кузовом купе, оснащенный 2-цилиндровым мотором заднего расположения. Через два года за ним последовала модель "V-570" с аэродинамическим кузовом седан. Эта машина считается родоначальницей заднемоторных легковых автомобилей с аэродинамически совершенными кузовами, которые и принесли "Татре" мировую известность.

В 1934 году Ледвинка представил свой шедевр - задне-моторную легковую "Татру-77" с трубчатой рамой и 3-литровым двигателем V8 с двумя верхними распределительными валами и воздушным охлаждением. Через год появилась модель "Т-77А" с двигателем, объем которого возрос до 3395 см3. В 1937 году ее заменила "Татра-87" с аналогичным кузовом, но мотором от "Т-77". Перед второй мировой войной была выпущена схожая с ними машина "Т-97" с верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 1759 см3. В программу также входила модель классической компоновки "Т-52" с 4-цилиндровым 1,9-литровым мотором переднего расположения с боковыми клапанами и воздушным охлаждением. В 1938 году на рынок поступила малолитражная "Татра-57В" с двигателем в 1256 см3, выпускавшаяся до 1949 года.

В 30-е годы "Татра" стала крупным производителем грузовиков. Они выпускались и во время немецко-фашистской оккупации. После войны Ледвинку обвинили в сотрудничестве с немецкими властями, конструктор провел в тюрьме 6 лет.

В социалистической Чехословакии заводы "Татра" сосредоточились на производстве тяжелых грузовых машин, хорошо известных в бывшем СССР. Но выпуск легковых автомобилей не прекратился, хотя и сократился до минимума. В 1947 году в программе появилась новая заднемотор-ная модель "Татра-107", более известная как "Т-600 Татраплан" (Tatraplan) с 2-литровым 4-цилиндровым мотором. В 1949-1957 годах "Татра" занималась производством спортивных и гоночных заднемоторных автомобилей. На них гонщики Вержмиржовски, Сойка и Павличек неоднократно завоевывали высокие места в различных гонках.

В 1956 году началось мелкосерийное производство представительской "Татры-603", ставшей дальнейшим развитием заднемоторных довоенных машин с двигателями V8 воздушного охлаждения. На "Т-603" мотор рабочим объемом 2545 см3 развивал мощность 100 л.с. На модели "Т-603-2" объем уменьшили до 2472 см3, но мощность возросла до 125 л.с. В середине 70-х годов появилась комфортабельная заднемоторная 6-местная "Татра-613" своеобразной внешности с мотором V8 воздушного охлаждения в 3495 см3 мощностью 165 л.с. с четырьмя верхними распределительными валами и двумя карбюраторами. С 1980 года она выпускалась в длинно-базном исполнении "T-613S", а в 1984-м появилась улучшенная модификация "Т-613-3" с обновленной передней частью и двигателем повышенной до 177 л.с. мощности. В 1993 году на варианте "Т-613-4" установили систему впрыска топлива, что позволило повысить мощность мотора до 200 л.с., а максимальную скорость автомобиля - до 230 км/ч.

Машины "Татра" поступали в распоряжение членов правительства ЧССР и стран Восточной Европы, а затем на них пересели лидеры Чехии. Это были единственные в мире автомобили высшего класса с задним двигателем воздушного охлаждения.

От этой концепции не отошли и при создании нового представительского автомобиля "Татра-700", который выпускается мелкими партиями с 1996 года. Однако основной продукцией завода "Татра" по-прежнему остаются грузовые автомобили, главная особенность которых центральная хребтовая трубчатая рама.


Татра-11/12

Разработанная в 1923 году "Татра-11" не отличалась экстравагантной внешностью. Однако ее конструкция имела множество оригинальных технических решений. Рама представляла собой продольную стальную трубу, к которой крепились все силовые агрегаты, подвеска и кузов. Спереди в блоке с коробкой передач стоял двухцилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения рабочим объемом 1056 см3. Задние колеса устанавливались на концах двух качающихся полуосей, закрепленных на поперечной рессоре. Крутящий момент от двигателя на задние колеса передавал продольный вал, проходящий внутри трубчатой рамы. Главная передача состояла из двух конических шестерен, насаженных на конце этого вала и входивших в зацепление с венцами зубчатых колес каждой полуоси. Это техническое решение позволило отказаться от таких элементов трансмиссии, как дифференциал и шарниры равных угловых скоростей на полуосях, и сохранить независимую заднюю подвеску.

В 1925 году на шасси "Татры-11" изготовили две спортивные машины с независимой подвеской и тормозами всех колес. Двигатель мощностью 27 л.с. позволял развивать максимальную скорость 135 км/ч. В том же году автомобили заняли первое и второе места в классе до 1100 смг в гонке "Тарга Флорио" на Сицилии, а также принимали участие в пробеге Ленинград-Москва-Тифлис протяженностью 5300 км. Знакомство с этой машиной советских специалистов, очевидно, привело к созданию легкового автомобиля НАМИ-1, имевшего с "Т-11" много общего.

В 1926 году модель "Т-11" заменила "Татра-12", отличавшаяся от предшественницы дополнительными тормозами на передних колесах. За ней последовали модели "Т-30" и "Т-57", сохранившие все главные особенности серии "11/12". Эти простые и неприхотливые машины стали основой огромного семейства легковых автомобилей "Татра", производство которых продолжается до настоящего времени. Технические новации Ледвинки не остались без внимания. Фирма "Аустро-Даймлер" (Austro-Daimler) одной из первых применила трубчатую раму на своих более мощных машинах, а Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche) использовал двигатель воздушного охлаждения на "Фольксвагене" (Volkswagen) и спортивных "Порше". Лицензию на производство "Татры-57" купили немецкие фирмы "Штёвер" (Stoewer) и "Рёр" (Rohr), а в Австрии модель выпускалась под названием "Аустро-Татра".

Татра-12
Татра-12

 

Татра-12 (1926)
Двигатель: 2-цилиндровый оппозитный воздушного охлаждения
Диаметр цилиндра и ход поршня: 82 х 100 мм
Рабочий объем: 1056 см3
Мощность: 12 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: хребтовая трубчатая
Подвеска: передняя неразрезная ось на поперечной рессоре, задние качающиеся полуоси на поперечной рессоре
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: открытый 4-местный
Максимальная скорость: 80 км/ч

Татра-77А(1935)

Легендарная "Татра-77". Ее 8-цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения установлен сзади, позволяя создать обтекаемый удлиненный кузов с достаточно просторным 6-местным салоном. Еще одна характерная особенность - хребтовая трубчатая рама, к заднему концу которой крепится силовой агрегат. Типична для большинства автомобилей "Татра" полностью независимая подвеска передних и задних колес на поперечных рессорах.

Проект главной передачи с качающимися осями, использованный «а автомобилях "Татра-11/12". Крутящий момент от двигателя передается продольным валом с двумя коническими шестернями (на схеме он расположен вертикально, выделен красным цветом). Каждая из шестерен входит в зацепление с зубчатыми венцами двух колес разного диаметра (желтого цвета), насаженных на концы полуосей (на схеме - два красных горизонтальных вала). При движении автомобиля по неровной дороге эти полуоси постоянно покачиваются и их зубчатые венцы просто обкатываются вокруг ведущих шестерен. Такая конструкция позволяет обойтись без карданных шарниров и дифференциала.

Двигатель
Расположение: заднее продольное
Конструкция: V8 воздушного охлаждения с углом развала 90°, отдельно отлитыми цилиндрами из чугуна, блоком цилиндров и головками блоков из алюминиевого сплава
Диаметр цилиндра и ход поршня: 3395 см3
Рабочий объем: 80,0x84,0 мм
Степень сжатия: 5,6
Система газораспределения: один верхний распределительный вал на каждую головку цилиндров, 2 клапана на цилиндр
Система питания: два карбюратора "Солекс" (Solex) с падающим потоком
Система зажигания: с механическим распределителем
Максимальная скорость: 70 л.с. при 3500 об/мин
Максимальный крутящий момент: 135 Н*м при 2400 об/мин
Трансмиссия
Сцепление: однодисковое сухое
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая, передаточные числа: 4,7; 2,95; 1,5; 1,04
Главная передача: коническая, передаточное число - 3,15
Подвеска
Передняя: независимая на поперечных рычагах и листовой рессоре с гидравлическими амортизаторами
Задняя: независимая с качающимися полуосями на поперечной листовой рессоре с гидравлическими амортизаторами
Рулевое управление: реечное
Колеса и шины
Колеса: стальные дисковые
Шины: размером 6,50 х 16
Кузов и рама
Кузов: 4-дверный 6-местный седан
Рама: хребтовая трубчатая
Размеры и масса
Длина: 5400 мм
Ширина: 1670 мм
База: 3150 мм
Колея: 1250/1250 мм
Масса: 1799 кг
Максимальная скорость: 145 км/ч
Средний расход топлива: 14 л на 100 км

Татра-77/87

Первые образцы "Татры-77" с необычным аэродинамически совершенным кузовом изготовили в марте 1934 года. Кузов Ледвинка собрал буквально из одних обтекателей, установив сзади еще и воздушный стабилизатор. Удалось достичь прекрасного по тем временам коэффициента аэродинамического сопротивления автомобиля, равного 0,38. В конструкции также было много необычного: двигатель V8 воздушного охлаждения располагался сзади, что позволило сделать кузов более обтекаемым, чем при классической компоновке, а также понизить уровень шума в салоне. Другая достаточно редкая особенность - центральная трубчатая рама. "Татра" отличалась не только высокой скоростью, небольшим расходом топлива и устойчивостью. Она имела вполне оригинальную и революционную конструкцию.

Первая "Татра-77" через год была модернизирована, но серийно не выпускалась. В 1937 году появилась ее более знаменитая наследница "Т-87", производившаяся до 1950 года. Еще до войны была создана схожая, но менее мощная модель "Т-97". В первые послевоенные годы на ее базе разработали автомобиль "Татраплан", который дал жизнь всем последующим моделям марки "Татра".

Татра-12
Татра-12

 

Татра-87 (1939)
Двигатель: V8 с двумя верхними распределительными валами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 75 х 84 мм
Рабочий объем: 2969 см3
Мощность: 75 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: хребтовая трубчатая с подрамниками
Подвеска: независимая всех колес; передняя на двойных поперечных рычагах и рессоре; задняя с качающимися полуосями на поперечной рессоре
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: 4-дверный седан
Максимальная скорость: 150 км/ч

Татра Т-700

В 1996 году "Татра" показала новый 5-местный седан высшего класса модели "700". Основное отличие от предшественников серии "613" - изменившаяся внешность. Машина имеет менее округлые формы, что придает ей большую солидность, сохраняя при этом специфические фирменные черты. По традиции, идущей еще от модели "603", спереди сохранены четыре круглые фары. Задняя часть кузова представляет сложную композицию "антикрыла", решетки горизонтального воздухозаборника, плоского заднего стекла и боковых "перепонок", продлевающих задние стойки.

В наследство от предыдущих семейств новой машине досталась уникальная в наше время компоновка с двигателем, расположенным над задними ведущими колесами. При этом силовой агрегат с 3,5-литровым 16-клапанным мотором V8 остался практически без изменений от модификации 1993 года модели "613-4". Этот двигатель позволяет развивать скорость 230 км/ч и обеспечивает разгон с места до 100 км/ч за 10,8 с. В стандартное оснащение входит трехкомпонентный каталитический нейтрализатор отработавших газов.

По габаритным размерам (5135 х 1800 х 1440 мм) новая "Татра" практически не отличается от седана серии "613" за исключением высоты, которая уменьшилась на 110 мм. Салон автомобиля комфортабелен. Приборная панель отделывается кожей. Багажник обивается дорогой тканью. В стандартном исполнении устанавливаются передние и задние противотуманные фары, автоматический кондиционер и автономный жидкостный отопитель.

Татра Т-700
Татра Т-700

 

Татра Т-700 (1997)
Двигатель: V8 воздушного охлаждения с системой впрыска топлива и электронным управлением
Диаметр цилиндра и ход поршня: 85,0 х 77,0 мм
Рабочий объем: 3495 см3
Мощность: 200 л.с. при 5750 об/мин
Коробка передач: механическая 5-ступенчатая
Подвеска: независимая рычажно-пружинная всех колес
Тормоза: дисковые вентилируемые всех колес
Кузов: несущий 5-местный седан или лимузин
Максимальная скорость: 230 км/ч


 Приглашаем посетить сайты 
Львов Н.А. Мережковский Мордовцев Огарев Писемский Автомобили

© 2000- NIV