ТОМАС

В начало сайта

(THOMAS) Буффало, США, 1903-1918

Эдвин Росс Томас (Edwin Ross Thomas) в 1903 году построил несколько легких автомобилей с одноцилиндровыми моторами мощностью 8 л.с. Они имели прямоугольные откидные капоты, массивные кузова и змеевиковый радиатор, установленный между мотором и пассажирским отсеком. В 1904 году появилась модель "24НР" с 3-цилиндровым двигателем. Год спустя на моделях с 4-цилиндровым силовым агрегатом откидной капот заменили кожухом с открывающимися боковыми створками. Марка "Флайер" (Flyer) впервые была использована в 1905 году на модели "60НР" с 6-цилиндровым мотором.

В 1906 году стиль всей продукции "Томас" изменили, американские модели стали напоминать французские автомобили "Бразье" (Brasier). Единственным отличительным признаком машин "Томас" стал радиатор, который был похож на тот, что использовался на "Де Дион" (De Dion). Однако французские автомобили уступали по размерам шасси и мощности моторов. Благодаря высокопрочным шасси модели "Томас" довольно быстро завоевали рынок. В 1907 году из общего количества выпущенных машин 700 автомобилей приобрели частные владельцы, а 400 использовались как такси.

В 1906 году Эдвин Томас и Рой Чэпин (Roy Chapin) основали фирму "Томас-Детройт" (Thomas-Detroit), выпускавшую в течение двух лет только одну модель "40НР". С 1908 года ее название было изменено на "Чалмерс" (Chalmers).

Марка "Томас Флайер" стала всемирно известной, когда в 1908 году автомобиль типа "70НР" модели "DX" образца 1907 года С 4-цилиндровым двигателем одержал победу в трансконтинентальном пробеге Нью-Йорк-Париж. Эта победа принесла фирме недолгую славу - в 1909 году она продала более тысячи автомобилей. К этому времени в программе появилась модель "К", на которой использовали 6-цилиндровый мотор в 73 л.с. Тогда же в продажу поступила модель "L", где цепной привод ведущих колес заменили карданным валом. Машины такой конструкции оказались настолько ненадежными, что в 1910-1911 годах спрос на них катастрофически упал. В результате Томас был вынужден уступить свое предприятие богатому нью-йоркскому банкиру Мейеру, который тотчас же обратился за помощью к группе бывших руководителей фирмы "Паккард" (Packard). Однако репутация "Томас" оказалась настолько подпорченной низким качеством продукции, что приход нового руководства уже ничего не смог изменить. В августе 1912 года "Томас" объявила о банкротстве, а год спустя оборудование завода пошло с молотка. Чтобы освободить заполненные комплектующими изделиями склады, было принято решение использовать их по назначению, поэтому последние "томасы" собирали до 1918 года. Эдвин Томас умер в 1936 году в возрасте 85 лет.


Томас Флайер-70НР

Когда организаторы автомобильного марафона Нью-Йорк-Париж официально объявили, что невиданный доселе пробег протяженностью 35 тысяч км начнется 12 февраля 1908 года, Эдвин Росс Томас иронично заявил: "В этих соревнованиях мы участвовать не будем, потому что ни одна из машин не доберется даже до Чикаго". Однако за несколько дней до начала пробега он распорядился срочно подготовить к нему серийный автомобиль "Флайep-DX" типа "70НР" с цепным приводом и 5-местным открытым кузовом. Специалисты "Томас" успели только закрепить ремнями крылья, установить защитные кожухи и предохранительные щитки, натянуть над салоном верх, напоминавший тент конных экипажей времен освоения Дикого Запада. На том и закончились изменения, внесенные в конструкцию серийного автомобиля. Лишь во время гонки для увеличения дорожного просвета изогнутую переднюю ось пришлось заменить прямой.

Из 6 автомобилей, занявших свои места на старте, "Томас Флайер" был единственным представителем Северной Америки. Значительная часть выбранного маршрута оказалась совершенно непроходимой, поэтому пришлось искать объездные пути, а на границе Аляски путешественников встретили снег и холод. Несмотря на мелкие поломки, "Томас" первым прибыл на побережье Тихого океана. Здесь все оставшиеся автомобили погрузили на судно, доставившее их во Владивосток. Сибирь оказалась самым тяжелым испытанием: дороги часто исчезали в болотах, мосты ломались под перегруженными машинами. Преодолев Сибирь в основном по шпалам железнодорожной магистрали, а европейскую часть России - по немощеным дорогам, машины, наконец, прибыли в пункт назначения. Немецкий автомобиль "Протос" (Protos) первым въехал в Париж, однако, учитывая реально затраченное время и пройденный путь, победителем объявили "Томас Флайер".

Благодаря этой победе авторитет и объемы продаж фирмы заметно выросли. Как только "Томас" приступила к выпуску автомобилей с карданной передачей, оказавшейся очень ненадежной, покупатели от нее отвернулись. Через 4 года после блестящей победы "Томас" стояла на грани банкротства. С аукциона, вместе со всем имуществом фирмы, был продан и автомобиль-победитель, который долго хранился в частной коллекции в городе Рино.

Томас Флайер-К
Томас Флайер-К

 

Томас Флайер-70НР (1907)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с боковыми клапанами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 146 х 139,7 мм
Рабочий объем: 9369 см3
Мощность: 70 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задних колесах и трансмиссии
Кузов: открытый 5-местный
Максимальная скорость: 100 км/ч


 Приглашаем посетить сайты 
Сомов Сумароков Татищев Хемницер Хомяков Автомобили

© 2000- NIV