ЯГУАР

В начало сайта

(JAGUAR) Ковентри, Великобритания, 1945-

ЯГУАР

Основой известной ныне компании "Ягуар" (англичане говорят "Джегуэр") была фирма "С.С. Кар Компани" (SS Car Company) из Ковентри. После войны сочетание SS ассоциировалось с жестокими злодеяниями фашизма, поэтому было решено изменить название фирмы на "Ягуар", которое использовалось как название некоторых моделей компании SS. Первые послевоенные седаны "Ягуар" почти не отличались от своих довоенных предшественников. Поначалу они производились в трех вариантах: с 4-цилиндровым 1,8-литровым и с 6-цилиндровыми моторами в 2,7 и 3,5 л.

Первым большим шагом вперед стал спортивный "ХК-120", представленный в 1949 году на Лондонском автосалоне. Его 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 3442 см3 с двумя верхними распределительными валами мощностью 160 л.с. разработал Уильям Хейнс (William Heynes) в сотрудничестве с Уолли Хессеном (Wally Hassan) и Клодом Бейли (Claud Baily). Через год появился автомобиль высшего класса "Mk-V" с 6-цилиндровым верхнеклапанным двигателем, независимой подвеской передних колес, гидравлическим приводом тормозов и фарами, встроенными в передние крылья. Он выпускался как седан и лимузин и считался одним из самых престижных британских автомобилей. В 1950-1961 годах эта машина претерпела несколько модернизаций, изменяя свое обозначение от "Mk-VI" до "Mk-IX". В 1951 году дебютировал спортивный "Ягуар-C" с пространственной трубчатой рамой и двигателем от "ХК-120", мощность которого увеличили со 160 до 200 л.с. Он стал первым "Ягуаром" с дисковыми тормозами. В 1951 и 1953 годах "Ягуар-С" выиграл 24-часовые гонки в Ле Мане. Его развитием стал выпущенный в 1954 году спортивный "Ягуар-D", который в 1955-1957 годах еще трижды побеждал в соревнования в Ле Мане. На его базе разработали автомобиль "XKSS" с двигателем объемом 3,8 л, предназначенный для рынка США.

В 1956-м "Ягуар" внесла очередной вклад в развитие класса престижных машин, представив новую серию "Mk-ll", выделявшуюся специфическими округленными формами кузова. На новых машинах использовались 6-цилиндровые моторы в 2483 и 3442 см3 от серии "ХК". Казалось, что фирму ожидает славное будущее, но все производство пришлось прекратить в 1957 году: произошел опустошительный пожар на заводе в Ковентри. Из-за огромных убытков от пожара фирма решила прекратить участие в автомобильных гонках. В 1959 году, как комбинация серий "ХК" и "Mk-ll", была разработана гамма моделей "XK-150S" с двигателем в 3781 см3 мощностью 220 л.с.

В 1960 году "Ягуар" приобрела автомобильную фирму "Даймлер" (Daimler), в 1961-м - компанию "Гай" (Guy), выпускавшую грузовики, а в 1963-м - моторостроительную "Ковентри-Клаймакс" (Coventry-Climax). В 1966 году "Ягуар" вошла в состав концерна "Бритиш Мотор Корпорейшн" (British Motor Corporation), a тот через 2 года преобразовался в "Бритиш Лейланд" (British Leyland). Эти организационные изменения отразились на программе "Ягуа-р", в которой стали преобладать наиболее престижные машины. Все это время фирмой руководил сэр Уильям Лайонс (William Lyons), которого называли автомобильным патриархом. Даже после ухода на покой в 1973 году в возрасте 72 лет, вплоть до своей смерти, он являлся главным советником фирмы, своеобразным "серым кардиналом".

Спортивный автомобиль "Ягуар-Е", прямой потомок модели "D", появился в 1961 году и принес фирме всемирную славу. Он оснащался 6-цилиндровым 3,8-литровым мотором и развивал скорость 240 км/ч. В 1965-м рабочий объем двигателя увеличили до 4235 см3. При этом мотор достиг своего технического предела, но еще долго применялся на многих легковых и спортивных машинах. В 1971 году были выпущены модели серии "Е" третьего поколения, на которых установили двигатель V12 в 5343 см3 мощностью 314 л.с.

В 1968 году появился легковой автомобиль высшего класса с кузовом седан серии "XJ-6", немедленно признанный "Автомобилем года". На нем стояли хорошо известные 6-цилиндровые моторы в 2792 и 4235 см3 с двумя верхними распределительными валами. В 1971-м выпустили "XJ-12" с 5,3-литровым двигателем V12. Эта модель еще более повысила авторитет серии "XJ", так как была чуть ли не единственной в то время легковой машиной с 12-ци-линдровым мотором. В 1975 году "Ягуар-Е" был заменен новой серией "XJS" с 2-дверными кузовами купе и кабриолет. Они оснащались 6-цилиндровыми моторами в 2919 и 3590 см3, на которых в 1979 году стали использовать систему впрыска топлива. Затем рабочий объем этих двигателей был повышен соответственно до 3239 и 3980 см3, а мощность — до 203 и 226 л.с.

1986 год был отмечен появлением второго поколения седанов серии "XJ-40", которые с 1989 года стали оснащаться новыми 6-цилиндровыми 24-клапанными двигателями рабочим объемом 3239 и 3980 см3 мощностью от 211 до 249 л.с. В этом же году фирму "Ягуар", незадолго до того ставшую самостоятельной, приобрел американский концерн "Форд Мотор" (Ford Motor). Это позволило повысить конструкторский и технологический уровень новых разработок фирмы.

В 1993-м была показана новая модель "XJ12" с увеличенным до 6 л рабочим объемом двигателя V12. В конце 1994 года появилось третье поколение седанов "XJ" ("ХЗОО") с моторами рабочим объемом 3239; 3989 и 5994 см3 (V12) различной мощности. Скоростная модель "XJR", оснащенная 4-литровым двигателем с объемным нагнетателем мощностью 326 л.с., развивала 250 км/ч.

Новая серия моделей спортивного характера "ХК8" с кузовами седан и кабриолет, а также новым двигателем V8 рабочим объемом 3996 см3 появилась в 1996 году.

В 1997-м обновилось и семейство "XJ". Оно получило новые V-образные 8-цилиндровые 32-клапанные моторы рабочим объемом 3248 и 3996 см3 мощностью 236; 284 и 363 л.с. (с объемным нагнетателем) и стало обозначаться как "XJ8".


Ягуар ХК-120

Спортивный "Ягуар ХК-120» дебютировал в 1948 году на Лондонском автосалоне, где сразу привлек всеобщее внимание. По планам фирмы предполагалось изготовить всего 200 экземпляров, но заказов на машину поступило так I много, что сэр Уильям Лайонс решил начать ее серийное производство. Первые 200 машин имели деревянный каркас кузова с обшивкой из алюминиевого сплава, но впоследствии стали использоваться штампованные стальные панели. Однако никто не решился изменить своеобразный внешний вид этого знаменитого автомобиля.

В период подготовки серийного производства интерес публики привлек рекордный заезд "ХК-120" на бельгийской трассе в Яббеке, где он развил скорость 214 км/ч. Славная спортивная карьера этой машины продолжилась в Сильверстоуне, где она победила в часовой гонке. Впоследствии "ХК-120" добивался еще многих успехов. Инженер "Норман Девис" (Norman Dewis) разработал специальный вариант "ХК-120" с облегченным кузовом и полукруглым куполом над местом гонщика, что позволило достичь 227 км/ч. Осенью 1954 года, после того, как было изготовлено более 12 тысяч экземпляров "ХК-120", его заменил новый "ХК-140" с более мощным мотором в 210 л.с.

Ягуар ХК-120
Ягуар ХК-120

 

Ягуар ХК-120 (1949)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 83 х 106 мм
Рабочий объем: 3442 см3
Мощность: 160 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая рычажно-пружинная, цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: 2-местный кабриолет или купе
Максимальная скорость: 203 км/ч

Ягуар ХК-120 (1949)

Спортивный "Ягуар ХК-120» обладал высокой мощностью и элегантностью, что позволило ему занять ведущие позиции на автомобильном рынке. Сначала предполагалось изготовить лишь небольшое количество этих автомобилей, на которых использовали алюминиевые кузова. Однако из-за большого спроса на модель резко увеличили производство. При этом была введена технология массовой сборки, а кузов стал стальным, что резко снизило стоимость машины. Если не учитывать совершенный по тем временам 6-цилиндровый двигатель и превосходный внешний вид, "ХК-120" не входил в число революционных автомобилей. Например, подвеска задних колес была простейшая и состояла из цельной балки ведущего моста на полуэллиптических рессорах.

Двигатель
Расположение: переднее продольное
Конструкция: рядный 6-цилиндровый с полусферическими камерами сгорания и двумя верхними распределительными валами, блок цилиндров чугунный, головка блока из алюминиевого сплава, коленчатый вал на семи опорах
Диаметр цилиндра и ход поршня: 83x106 мм
Рабочий объем: 3442 см3
Степень сжатия: 7,8 или 9,0
Система газораспределения: два клапана на цилиндр расположены под углом 70°
Система питания: два карбюратора SU Н-6
Система зажигания: с катушкой зажигания и механическим распределителем
Мощность: 160 л.с. при 5000 об/мин
Трансмиссия
Привод: коробка передач и сцепление в одном блоке с двигателем; ведущие колеса - задние
Сцепление: сухое однодисковое
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая, передаточные числа: 3,37; 1,98; 1,37; 1,00
Главная передача: гипоидная, передаточное число - 3,64
Подвеска
Передняя: независимая на двойных поперечных рычагах, продольных торсионах с телескопическими амортизаторами
Задняя: цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах с амортизаторами
Рулевое управление: винт и ролик
Тормоза: барабанные всех колес
Колеса и шины
Колеса: 16-дюймовые со спицами
Шины: диагональные размером 6,00x16
Кузов и рама
Кузов: 2-дверный 2-местный родстер (на первых вариантах алюминиевый, впоследствии - стальной)
Рама: лонжеронная
Размеры и масса
Длина: 4419 мм
Ширина: 1562 мм
База: 2591 мм
Колея: 1295/1270 мм
Масса: 1321 кг
Максимальная скорость: 200 км/ч
Разгон с места до 100 км/ч: 11 с
Средний расход топлива: 12,4 л на 100 км

Ягуар-Е

В 1961 году серию "ХК" заменила новая модель "Е". Очень оригинальный, нетрадиционный, красивый открытый кузов и высокие скоростные качества сделали «Ягуар-Е» одним из самых известных автомобилей всех времен. При относительно невысокой стоимости он развивал максимальную скорость 240 км/ч. В 1965 году рабочий объем его двигателя увеличили с 3781 до 4235 см3, что обеспечивало более высокий крутящий момент при той же мощности.

Вскоре на рынок поступила модификация с кузовом купе с числом мест 2+2. Она предлагалась как с механической, так и с автоматической коробкой передач, что сделало ее удобной для пожилых и семейных людей. С введением более строгих норм на токсичность отработавших газов 6-цилиндровый двигатель был модернизирован, а затем и снят с производства в 1974 году. Последний год автомобиль выпускался только с открытым кузовом и двигателем V8. "Ягуар-Е" принимал участие в спортивных соревнованиях. Уже через месяц после начала серийного производства, в апреле 1961 года, гонщик Трем Хилл (Graham Hill) одержал первую победу на скоростном кольце в Уолтон-парке. Позже "Ягуар" побеждал на трассах в Реймсе, Брендс Хетче и Сильверстоуне. Заслуживает упоминания и первое место в 1966 году в Боливии, в очень сложной гонке на 2000 км в Андах.

В 1964-м выпустили специальный облегченный спортивный вариант с 3,8-литровым двигателем мощностью 324 л.с., развивавший скорость 282 км/ч. Его кузов купе был изготовлен из алюминиевых сплавов, а коробка передач могла быть как 4-, так и 5-ступенчатой.

Ягуар-Е
Ягуар-Е

 

Ягуар-Е (1961)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый с двумя верхними распределительными валами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 87 х 106 мм
Рабочий объем: 3781 см3
Мощность: 265 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Подвеска: независимая рычажно-пружинная всех колес
Тормоза: дисковые всех колес, тормозные диски задних колес расположены рядом с картером главной передачи
Кузов: несущий кабриолет или купе
Максимальная скорость: 240 км/ч

Ягуар XJ8

Существенная техническая и стилистическая модернизация, проведенная в 1993-1995 годах, пошла на пользу седанам серии "XJ". Несмотря на высокую стоимость, заказы на них стали стремительно расти.

С 1997 года серия получила обозначение "XJ8", что означает применение на ней новых 32-клапанных моторов V8 рабочим объемом 3248 и 3996 см3. Таким образом, ушли в прошлое 6- и 12-цилиндровые силовые агрегаты. Моторы оснащены электронной системой управления, регулирующей подачу топлива, момент зажигания, работу автоматической 5-ступенчатой коробки передач.

Новый "Ягуар" привлекает эффектным, тщательно проработанным кузовом, просторным, богато отделанным салоном, высокой активной и пассивной безопасностью.

Ягуар XJ-8
Ягуар XJ-8

 

Ягуар XJ8 4.0 (1998)
Двигатель: V-образный 8-цилиндровый 32-клапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 86,0 х 86,0 мм
Рабочий объем: 3996 см3
Мощность: 284 л.с. при 6100 об/мин
Коробка передач: автоматическая 5-ступенчатая
Подвеска: независимая рычажно-пружинная всех колес
Тормоза: дисковые вентилируемые всех колес
Кузов: несущий 4-дверный седан
Максимальная скорость: 240 км/ч


 Приглашаем посетить сайты 
Дельвиг Екатерина II Житков Загоскин Замятин Автомобили

© 2000- NIV